Евангелие от Марка, Глава 7, стихи 5-16

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Всем нам порой приходится совершать вещи, внутреннюю суть которых мы не очень хорошо понимаем. Просто так было принято до нас, мы привыкли и повторяем. Но всегда ли правилен такой подход? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 7-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Молодым людям, особенно в подростковом возрасте, обычно кажется, что взрослые мало что понимают. Такова специфика возраста — во всём сомневаться, требовать доказательств и обоснований. Как-то один подросток, увлекающийся наукой, с интересом рассказал мне о том, что учёные доказали пользу умеренного питания. Я же со своей стороны рассказал ему о том, что христианам эта идея была известна давно, хотя объясняли они необходимость умеренности на языке аскетики, а не медицины. Подобные совпадения встречаются во многих сферах, ведь люди веками наблюдали за состояниями своего тела, за природой и подмечали некоторые закономерности, которые уже в наши дни могли получить вполне ясное научное объяснение, или, наоборот, бывали опровергнуты.
В сегодняшнем евангельском чтении фарисеи и книжники обвиняют учеников Спасителя в том, что они едят неумытыми руками. В наше время мытьё рук является естественной и важной частью гигиенической культуры. Мы довольно много знаем о вирусах и бактериях и, дезинфицируя руки, предотвращаем их попадание в организм. Поэтому возмущение книжников и фарисеев может показаться нам вполне обоснованным, ведь похожим образом мы сами возмущаемся, когда дети хватают еду, приходя с улицы. Но иудеи возмущались не потому, что они были особенно чистоплотны. Омовение рук было для них чисто религиозным актом, который позволял ощутить себя праведными и очищенными перед лицом грешного и нечистого мира. Спаситель, как это нередко бывало, сталкивается с фарисеями в пограничной ситуации, которая внешне выглядит как нарушение, но перестаёт быть проблемой перед лицом чего-то более глобального. Фарисеи не замечали фундаментальных вещей, потому что подобные вещи требуют нравственного и духовного труда. Гордясь собой, они следили за тем, что было нравственно мало затратно, но привычно и удобно, и главное — внешне благочестиво. Господь называет их лицемерами, потому что, пренебрегая нравственной чистотой отношений с родителями, они блюли чистоту формальную и легко достижимую. Зная об опасностях такого лицемерия, Он решительно обращается ко всем окружающим Его людям и призывает их к вдумчивому и внимательному подходу. Человеческие традиции бывают важными и правильными, когда имеют под собой духовную основу. Однако они могут подменять собой религиозную жизнь и создать иллюзию духовности, если не основываются на заповедях.
Как же определить, что главное, а что второстепенное? Спаситель указывает довольно ясный способ: начинать с нравственной жизни. Потому что, верно выстроенная нравственная жизнь поможет и во всём остальном верно расставить приоритеты.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов