Евангелие от Марка, Глава 3, стихи 13-19. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 3, стихи 13-19

Мк., 12 зач., III, 13-19 (прот. Павел Великанов)
Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Недавно у Василия Васильевича Розанова, удивительного русского религиозного мыслителя, я прочитал такие слова: «Любить — значит „не могу без тебя быть“, „мне тяжело без тебя“; везде скучно, где не ты. Это внешнее описание, но самое точное. Любовь вовсе не огонь: любовь — воздух. Без неё — нет дыхания, а при ней „дышится легко“».

Эти мысли о любви помогут нам глубже понять отрывок из 3-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах за богослужением.

Глава 3.

13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.

14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,

15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;

16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр,

17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы",

18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита

19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Как связаны слова Розанова о любви с евангельским текстом о призвании апостолов? По мне, самым прямым образом. Христос избирает учеников не для того, чтобы тотчас сделать их своими «представителями» и «промоутерами», как бы мы сегодня сказали. Как пишет евангелист Марк, первая задача Иисуса в этом избрании — «чтобы они были с Ним». История апостолов начинается не с «акционизма», а с пребывания: прежде чем открывать свои уста и проповедовать, необходимо присутствие рядом с Иисусом. Без этого обессмысливается и сама проповедь.

Сегодня, в погоне за высокими «показателями эффективности» — в том числе и в религиозной сфере — мы легко забываем о важности этого совершенно «неэффективного» феномена «пребывания». В одном из патериков (описании жизни древних подвижников), а именно «Алфавитном патерике», описана история с учеником аввы Антония, который пришёл к своему духовному учителю для наставления — но, к удивлению старца, не задал ни одного вопроса. Пробыв у старца несколько дней, так ничего и не спрашивая, он собрался уже возвращаться к себе — и тогда старец сам задал ему вопрос: «Давно ты у меня, а не спросил ни слова». Брат отвечал: «Отче, для меня довольно и того, что я вижу тебя».

Читателя Евангелия может удивить, насколько мало мы знаем о том, о чём именно разговаривал Иисус с апостолами, — какие-то обрывки, фрагменты бесед. Можно предположить, что общение Воплотившегося Бога с избранными учениками было скорее похоже на пребывание рядом, чем на «прохождение лекционного курса» по подготовке миссионеров. Ученики напитывались присутствием рядом со Христом — и это оказывало на них куда большее воздействие, чем любые правильные слова и беседы.

Вывод, как мне кажется, лежит на поверхности: прежде чем говорить о чём бы то ни было, надо научиться просто быть рядом с живым носителем этого. Вот о чём и следует прежде всего думать, когда мы беспокоимся о качестве религиозного воспитания наших детей!..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!