Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 16-22. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 16-22

Мк., 3 зач., I, 16-22 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В Символе веры Православная Церковь называется апостольской. Может показаться, что произошло это от того, что она основана апостолами, однако дело не только в этом. О том, в чём суть апостольства, рассказывается в отрывке из первой главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 1.

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;

20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

Недавно мне случилось обсуждать с группой детей призвание апостолов. Текст говорит о чём-то взрослом и, кажется, написан тоже для взрослых, но кое-что было интересно и детям. Апостолы были рыбаками, в связи с чем, очевидно, ловили рыбу, и в этом не было ничего необычного. Но Христос призывает рыбаков и обещает им, что они станут ловить людей. Такое обозначение будущего занятия апостолов заинтересует любого. Мы привыкли к тому, что апостолы — это проповедники и миссионеры, что они или подобные им люди ходили по всей земле с проповедью Евангелия. Проповедуя, они призывали людей, чтобы те в свою очередь откликнулись на Божий призыв, но при этом они никак не ловили их, как рыбу. Отвечая на вопрос, кто же обычно ловит людей, дети сказали, что полицейские ловят плохих, а плохие люди иногда ловят ни в чём не повинных. Впрочем, так или иначе, апостолы явно не занимались ни тем, ни другим. Но в каком же ещё смысле можно ловить людей? Ответ прост. Можно ловить тех, кто падает. То есть призыв быть ловцами людей, который к апостолам обращает Христос, можно интерпретировать так: падающего поймай, подхвати и в конце концов спаси.

По большому счёту этот призыв и есть главное содержание апостольского служения. Ведь слово «апостол» переводится с греческого как «посланник», и ученики Христа посланы в мир проповедовать Евангелие, и этой проповедью улавливать и спасать тех, кто поверил. Евангелист Иоанн, о призвании которого говорится в сегодняшнем отрывке, позже напишет в своём Евангелии, что Бог послал Сына своего Единородного в мир, потому что этот мир возлюбил. В Свою очередь Спаситель посылает учеников в мир, и их движение наполнено любовью, потому что только любящее сердце оказывается настолько небезразличным, что может обращаться ко всем и со всеми говорить. Естественно, эта любовь апостолов — не их собственная. Просто их сердце отозвалось на любовь Божию и последовало за Ним. Бог пришёл для того, чтобы спасти человека, и апостолы, со своей стороны, соработничают Ему в том, что зовут всех к этому спасению. Они не способны дойти до глубин ада, как сделал это их Учитель, но, наделённые силой Духа Святого, они будут способны идти до края земли.

Поразительным образом через девятнадцать веков после проповеди Христа, позвавшего апостолов ловить людей, Ницше скажет: «Падающего подтолкни» и сформулирует идеологию современного эгоистического гуманизма. Подобный подход совершенно расчеловечивает человека, ведь с одной стороны, ставит его на пьедестал, поддерживая в нём эгоистический настрой, а с другой низводит его от образа Божьего к форме существования белковых тел, которая ни для какой вечности не предназначена.

Пётр, Андрей, Иоанн, Иаков и другие апостолы, призванные стать ловцами человеков, родились и были воспитаны в рамках ветхозаветной культуры. При всей её строгости и ориентированности на внешнее, она очень высоко ставила человека, но в отличие от современной культуры учила видеть в нём образ Божий и ближнего. Из-за этого может показаться, что апостолам было проще отозваться на зов Христа и последовать за ним в Его любви к людям. Слушая сегодняшний отрывок, мы можем решить, что нам, живущим в эпоху атомизации и разобщённости, значительно тяжелее так относиться к людям, ведь мы дети своего времени. Однако на самом деле во все времена у человека есть возможность выбирать жизнь в эгоизме или жизнь в любви. И чем труднее выбор добра, тем более он значим для Бога.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!