Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 37-42
Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 1

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Иногда может показаться, что вера проводит между людьми непроходимые границы. Что разница в мировоззрении мешает добрым человеческим отношениям. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й и 11-й глав Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
01 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
Несколько лет назад я разговорился с мужчиной, который очень хотел креститься. Желание его было искренним, и я с лёгкой душой отправил его на катехизацию. Многолетний опыт, причём не только мой, конечно же, позволяет уверенно говорить о том, что подготовка ко крещению хотя и не гарантирует успешной церковной жизни после совершения этого таинства, всё же делает её гораздо более возможной и плодотворной. Потому что человек сразу и в систематическом виде получает знания о том, во что он должен будет верить и как он должен будет жить, если станет христианином. Наконец, это просто честно по отношению к человеку, ведь речь идет о духовной брани, и, отказываясь готовить его к ней, мы его попросту предаём. Однако в том конкретном случае проблема была не только в этом. Ему самому требовалось время, потому что его родители оказались решительно против его выбора. Они не были особенно религиозны, но воспринимали крещение как предательство: кричали, ругались и говорили, что он вгоняет их в могилу. В итоге он всё равно крестился, потому что видел в крещении путь к вечной жизни.
В сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея, мы слышим слова, которые на первый взгляд кажутся страшными и даже жестокими. Это выглядит так, будто бы Христос заставляет учеников выбирать и даже отказаться от любви к родителям. Но это только первое впечатление. Можно вспомнить, что богатому юноше, который подошёл к Нему с вопросом «Что мне делать, чтобы достичь жизни вечной», Спаситель сказал соблюдать заповеди, среди которых первой назвал почтение к родителям. То есть дело явно не в том, чтобы пренебрегать ближними, бросать их на произвол судьбы, переставая любить их и заботиться о них. Чтобы понять, о чём говорит Христос, стоит задуматься о том, что мы имеем в виду, когда говорим, что любим? Если не брать только чувственную сторону вопроса, в практическом отношении любить — означает желать любимому блага, стремиться к его счастью, видеть в нём высшую ценность для себя. И если посмотреть на слова Христа, учитывая такое понимание любви, станет понятно, что, выбирая между целями родителей и целями Божьими, мы призваны выбрать цели Божии, потому что наши родители в них уже включены. Бог хочет, чтобы все спаслись и познали истину. Ничего выше этой цели быть не может, и поэтому, выбирая цели, которые не совпадают или явно противоречат тому, чтобы говорит Бог, мы делаем шаг вниз и перестаём соответствовать Христу и быть Ему созвучными.
Но вот что важно понимать. К сожалению, высокие цели могут сделать человека совершенно безжалостным. Он может решить, что точно знает Божии цели, и начать катком проезжаться по ближним ради их достижения. И вот, чтобы ученики не начали рьяно обличать всех направо и налево, Христос выражает ту же мысль мягче. Он говорит апостолам, что даже те, кто будут готовы поддержать их чашей прохладной воды, уже выражают таким образом согласие с ними и даже с Ним самим. Пусть это согласие в чём-то очень малом и незначительном, но и подобное движение доброго и милостивого сердца не останется без награды.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов