Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 23-31

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Второе Христово Пришествие — это один из постулатов нашей веры, ведь о нём сказано в Символе веры: «Верую [...] во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия [...] вновь имеющего прийти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца». Конечно, наша вера строится не на догадках, предположениях, слухах и наших собственных устремлениях, её основа — Священное Писание, в первую очередь — Новый Завет. Однако в Новом Завете мы можем найти очень противоречивые упоминания Второго Христова Пришествия, и одно из таких непростых для понимания мест — 10-я глава Евангелия от Матфея, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Каждая строка только что прозвучавшего евангельского отрывка — это тема даже не для комментария на радио и не для книги, это тема для той духовной и интеллектуальной работы, которая может занять всю жизнь человека. Здесь мы услышали наставление Христа ученикам, которое касалось сразу нескольких важных тем: поведения во время гонений, соотношения апостолов и Христа, всеведения Бога, приоритета заботы о душе и промысла Божия о человеке. Конечно, это лишь самое поверхностное перечисление, если же начать вчитываться, то количество затронутых прозвучавшим евангельским отрывком тем кратно увеличится. В качестве примера можно привести первые строки этого отрывка, в них, наряду с повелением не задерживаться в городе в случае гонений, было сказано о том, что апостолы не успеют «обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий».
Стоит признать, что это евангельское утверждение довольно странное: во-первых, оно, если следовать хронологии Евангелия от Матфея, было произнесено задолго до Вознесения Христова, поэтому не совсем понятно куда именно и откуда «приидет Сын Человеческий»; во-вторых, если предположить, что речь идёт о времени после Вознесения Христова, то апостолы уже давно закончили обход израильских городов, а Христос так и не пришёл во второй раз, мы продолжаем Его ожидать.
Уже эта евангельская мысль вызывает вопросы и формирует новые темы для рассуждений, и в первую очередь нам стоит подумать о том, что же именно означает евангельское выражение «приидет Сын Человеческий», точно ли оно говорит лишь о Втором Пришествии Христовом, или же у него могут быть какие-то иные смыслы?
Если мы обратимся к авторитетным толкованиям этих евангельских строк, то мы увидим, что ни одно из толкований не ставит знак равенства между обетованием о приходе Сына Человеческого и Вторым Пришествием Христовым. Кто-то делал вывод, что речь здесь идёт о грядущем Христовом Воскресении, после которого Господь будет Сам поддерживать апостолов в их миссии, и ученики Христовы никогда не будут покинуты. Другие толкователи видели в евангельском обетовании Спасителя отсылку к вполне земному и естественному человеческому утешению посланных Христом на проповедь апостолов. Как бы то ни было, для церковных толкователей не было особой проблемы в этих евангельских словах, они не пытались на их основе создать богословие Второго Пришествия, ведь наша вера в него вовсе не означает, что мы должны во всём видеть его признаки, напротив, вера во Второе Пришествие означает, что здесь и сейчас наша высшая цель состоит в том, чтобы жить в благодатном присутствии Христовом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов