Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 36-37; Глава 10, стихи 1-8. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 36-37

Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 1-8

Мф., 34 зач., IX, 36 - X, 8 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Когда мы читаем о ветхозаветных священниках, то мы зачастую склонны переносить наше представление о христианском священстве на священство Ветхого Завета. Однако это ошибка: между двумя этими видами священства нет ничего общего, кроме того, что и первые, и вторые поставлены Богом для совершения общественных богослужений. Как мы знаем, христианские пастыри отнюдь не ограничивают свою деятельность богослужением, они и проповедуют, и учат, и духовно окормляют свою паству, они управляют приходами, и делают много другого. Священство Ветхого Завета не предполагало какого-либо духовного руководства людьми в привычном нам смысле, а потому народ, формально имея пастырей, не имел никакого внятного руководства. Именно об этом сказал Христос в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 9-й и 10-й глав Евангелия от Матфея. Давайте послушаем эти евангельские слова.

Глава 9.

36 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.

37 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;

Глава 10.

01 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

02 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,

03 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,

04 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

05 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;

06 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;

07 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;

08 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

Ко времени Христова Пришествия в израильском обществе сложилась довольно странная ситуация: у людей было Писание, был закон, было священство, но не было тех руководителей, которых можно было бы назвать пастырями. Именно эту мысль и выразил Христос перед тем, как отправить апостолов на проповедь.

Несмотря на то, что в прозвучавшем отрывке Евангелия от Матфея мы не видим, чтобы кто-то пытался противоречить Спасителю и утверждать, что и без Него есть те, кто может руководить народом, очевидно, что в Израиле были люди, считающие себя пастырями. С точки зрения этих людей, никакой проблемы не было, как не было и необходимости в ещё одном учителе, Господь же считал иначе, и в других местах Евангелия мы можем найти мысли Спасителя о тех, кто считал себя руководителями народа: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен» (Мф. 23:16). Эти слова Господь адресовал книжникам и фарисеям, людям, которые прекрасно знали Писание и закон, однако их поработила себе гордыня, которая спровоцировала развитие лицемерия и стремления к наживе. Да, они могли бы быть пастырями народа, но пастырство подразумевает забвение себя и полную самоотдачу, оно заканчивается тогда, когда приходят гордыня, лицемерие и сребролюбие.

Сам Христос и Его апостолы (кроме, конечно же, Иуды Искариота) были свободны от этих пороков, а потому они могли вести людей за собой. Как мы знаем, апостольская миссия была очень успешной, и в конечном итоге Евангелие зазвучало по всей земле. Однако нам не стоит забывать, что те опасности, которые подстерегали книжников и фарисеев, никуда не делись, а потому гордыня может поработить себе и нас, в том числе и наших христианских пастырей.

Что можно противопоставить этой опасности? Конечно же, жизнь, устремлённую к исполнению Христовых слов. Такая жизнь немыслима без внимательного молитвенного делания, молитва же наша не должна быть сосредоточена только на нас самих и на наших близких, она должна простираться и на Церковь, в частности, на тех, кого Бог поставил пасти Его словесное стадо.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!