Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 18-23. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 18-23

Мф., 9 зач., IV, 18-23 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Евангелисты по-разному описывают призвание Христом первых апостолов. Если мы примемся сопоставлять эти описания друг с другом, то у нас может возникнуть смущение: как так? Почему истории призвания столь сильно отличаются друг от друга? Прежде, чем попытаться дать ответы на эти вопросы, давайте послушаем отрывок из 4-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 4.

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

В первой главе Евангелия от Иоанна мы найдём свидетельство, радикально отличающееся от только что прозвучавшего: Христос никого не звал за Собой, Он просто шёл, Его увидел Иоанн Предтеча, Предтеча указал на Христа своим ученикам, и двое из них пошли за Христом с не вполне определёнными целями, когда же Спаситель спросил их о цели, они ответили нечто странное: «Равви́, где живёшь?» (см. Ин. 1:38). Среди этих первых апостолов не было Петра, он появился позже, не было ни лодки, ни оставленных сетей, оставленного отца тоже не было. Одним словом, в Евангелии от Иоанна мы видим совсем другую историю.

Впрочем, другой её делает использованный нами формальный подход: мы обращали внимание лишь на внешнее описание и никак не касались духовной стороны вопроса. Если же посмотреть на историю призвания апостолов как на историю общения души с Богом, то внешние отличия описаний перестанут иметь какое-либо значение.

Во всех евангельских историях призвания апостолов сущностно мы увидим одно и то же: мгновенный деятельный отклик будущих апостолов на Христов призыв, и здесь не имеет значения, каким именно образом был выражен этот призыв, ведь центральное место занимает не форма, а содержание, не слова, а Тот, Кто их произносит, то есть Господь наш Иисус Христос.

В различии евангельских описаний призвания апостолов есть очень важный практический смысл: эти рассказы свидетельствуют, что Христос привлекает нас к Себе самыми разными путями, а потому никто не может сказать, что Господь обратился к нему как-то не так, не очень внятно или же не очень убедительно. В прозвучавшем сегодня евангельском отрывке мы видим, что Христос Сам обратился к Петру и Андрею, и они не стали задавать Ему каких-либо дополнительных вопросов, не стали интересоваться, скажем, «социальным пакетом», то есть тем, что Господь может им дать, они сразу же «оставив сети, последовали за Ним». Да, мы понимаем, что в реальности процесс был более сложным, но тем не менее его суть выражена совершенно точно: ответ на призыв Христа должен быть мгновенным, чем дольше человек размышляет, приценивается и высчитывает, тем хуже для самого человека. Спасение души — это не какой-то бизнес-процесс, требующий внимательного расчёта всех рисков, спасение устроено иначе, и оно подразумевает забвение всего в тот момент, когда звучит призывающий голос нашего Спасителя и Бога.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!