Евангелие от Иоанна, Глава 21, стихи 15-25

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Слово «любовь» звучит сегодня довольно часто. Люди, не стесняясь, произносят его довольно смело. Кажется, чего стесняться? Нечего бояться выражать свои чувства. Но так ли всё просто с любовью? И что мы обычно имеем в виду, когда говорим о ней? Ответ на эти вопросы звучит в отрывке из 21-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
У каждого взрослого человека есть опыт общения после примирения. Дети, когда ссорятся, мирятся довольно легко. Прошло буквально несколько минут после ссоры, и они могут мирно болтать и весело играть друг с другом. У взрослых не так. Многие из нас сложно прощают, но ненамного проще общаться и тем, кто осознаёт свою вину. Мы робко и с опаской возвращаемся к прежним отношениям, всеми фибрами души ощущая, что человек всё помнит. И хотя ты прощён, сделать совершившееся не бывшим уже невозможно и твой поступок, серьёзный или даже не очень, несмотря ни на какие слова, останется в сознании другого человека. Это не всегда так, но обычно чувства у нас возникают именно такие.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим диалог Спасителя с апостолом Петром. Этот диалог происходит уже после воскресения Христа, но совершенно очевидно, что оба его участника ничего не забыли. И самое главное — Пётр не забыл того, как обещал пойти за Христом на смерть и как предал Учителя. Речь совсем не о том, что Христос обижается на Петра. Дело совсем не в этом. Просто, очевидно, что беседа проходит в несколько иной атмосфере, чем проходила бы без обещания любви со стороны Петра и его предательства.
И вот Христос спрашивает апостола: «Симон сын Ионин любишь ли ты меня?» И Пётр со всей радостью, с трепетом прощённого, отвечает: «Да, Господи, я люблю тебя». Но почему-то Спаситель переспрашивает во второй и в третий раз, так что Пётр как будто бы отчаивается убедить Его в правдивости своих слов. Но слова он говорил и в прошлый раз, а вот с делами всё оказалось сложнее. Оба помнят об этом и оба знают, что любовь можно понимать по-разному. Не случайно в греческом тексте Евангелия от Иоанна используются разные слова. Спаситель сначала спрашивает о любви сознательной, разумной и жертвенной, в то время как Петр подразумевает любовь дружескую. Господь не обличает его, потому что знает, как это трудно пожертвовать жизнью за другого И поэтому принимая его дружескую, пока ещё несовершенную любовь, он снова и снова спрашивает Его, чтобы тот и сам задумался о том, что значит любить. Для Петра, как и для каждого из нас, его история — урок. Урок того, что слова о любви и верности надо беречь и произносить их только тогда, когда о любви свидетельствует сама жизнь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов