Евангелие от Иоанна, Глава 17, стихи 18-26

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Часто, смотря на своих детей и даже внуков, люди в некоторых их действиях узнают собственные черты. Но как жить так, чтобы Бог узнал в тебе Свой образ? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 17-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Всякий человек, знакомый с русской культурой, помнит сказку про репку. Все помнят забавный сюжет, рассказывают его детям с малых лет... Но задумываемся ли мы над смыслом этой сказки? Ведь смысл в ней очень важен. И действительно должен быть усвоен с детства. А заключается он в важности единства. В одиночку человек не может справиться с трудностями, но, когда мы действуем сообща, многое оказывается нам по плечу. Однако понимаем ли мы, что такое единство на самом деле? Как часто люди оказываются едины против кого-то. И тогда, объединяясь в определённую группу, они идут против подлинного единства, того единства, ради которого Бог сотворил мир.
В сегодняшнем евангельском чтении Спаситель несколько раз повторяет одну и ту же мысль, Он молится Отцу о единстве учеников, причём саму возможность и необходимость единства Христос обосновывает тем, что един с Отцом. Он говорит: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Если единство людей укоренено в единстве лиц Пресвятой Троицы, то, очевидно, оно не может быть единством частичным, не может быть единством, основанным на борьбе и ненависти к другим. Это единство любви всех ко всем.
Но разве возможно такое единство в нашем мире? Конечно, нет. Подобные отношения даже не приходят на ум человеку, который привык жить в границах семей, племён, наций, стран. В истории существовали огромные империи, правители которых стремились объединить людей под своей властью; существовали философы, мечтавшие объединить своей идеей мир, и все эти проекты неизменно терпели крах, потому что все эти люди стремились устроить жизнь других, опираясь на свои собственные человеческие представления, совершенно не учитывая той духовной основы, которая была вложена в человека Богом. Именно поэтому Спаситель не столько призывает к единству учеников, сколько молится о них Отцу. Он знает, что самые добрые намерения человека могут быть реализованы только при Его благодатной помощи.
Когда мы помогаем детям, мы исходим из их возможностей. Бессмысленно требовать от детей невозможного. Ведь даже с нашей помощью они не смогут совершить того, что для них невозможно. Бог в своей помощи также опирается на наши возможности. Он ведёт нас к единству и знает, что оно укоренено в самой нашей природе. И как родитель, воспитывая ребёнка, радуется тому, что видит в нём свои черты, так радуется Господь, когда мы стремимся любить всех, то есть желаем вместе с Ним, чтобы все познали Истину и спаслись.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов