Евангелие от Иоанна, Глава 12, стихи 1-18. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Иоанна, Глава 12, стихи 1-18

Ин., 41 зач., XII, 1-18 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радио слушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Что христианство изменило в мире? Ответы могут быть очень разными. Историк искусств даст свой ответ, историк философии свой. Собственно церковный ответ прикровенно звучит в отрывке из 12-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 12.

01 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

02 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

03 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

04 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

05 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

06 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

07 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

08 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

09 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,

11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Помню в конце 1980-х годов, когда мой отец-священник служил в маленьком селе, в храм пришла молодая женщина. Я не помню, ни её лица, ни имени, помню только наш разговор. Она спросила: «Что вы все здесь делаете и для чего всё это? Не лучше ли потратить это время для того, чтобы пройтись по селу и пособирать мусор? Какая польза от ваших молитв, если от них не становится чище на улицах?» Я не помню, что тогда ответил... Что-то про молитву, про Причастие... Это всё, кстати, вполне верные ответы, но они лежат в другой плоскости и будут понятны человеку церковному... Её же вопрос был задан в плоскости социальной. Только через много лет, уже не имея возможности ответить ей лично, в одной проповеди я услышал ответ на её вопрос. Он не был дословным, но он объяснял церковную точку зрения на проблему соотношения религиозного и социального. Проповедник сказал так: когда нам говорят, что вместо храмов мы должны строить детские дома, мы отвечаем, что строим храмы для того, чтобы ни у кого не возникло мысли отдать своего ребёнка в детский дом. Подобным образом можно рассуждать и о мусоре на улицах, и о любом печальном явлении, присутствующем в нашей жизни.

Однако, главная цель не в этом. Церковь — не социальный проект и в том, чтобы свести суть христианства к решению социальных проблем, можно видеть серьёзную подмену, о которой рассказывается в сегодняшнем евангельском чтении. Когда, комментируя жертвенный порыв Марии, Иуда говорит, что деньги можно было бы раздать нищим, он как раз эту подмену совершает. И, указывая ему на Себя, Христос говорит, что Он и Его дело важнее нищих. Помощь нищим не решает проблемы греха и неправды в мире. В свою очередь смерть и воскресение Спасителя приносят в мир возможность не просто справедливого социального устройства, но преображения жизни. Это преображение отличается от социальных реформ тем, что носит не общественный, но личный характер и принимается человеком в глубине сердца. Люди, которые не понимали этого, встречали Христа как царя земного и ждали от Него переустройства жизни и социальной справедливости. Однако Господь пришёл не для того, чтобы изменить мир, но для того, чтобы изменить и исцелить человека в мире. Пока человек не исцелён, с миром ничего невозможно сделать. Но если человек предал свою жизнь Богу и смотрит на мир через призму Его воли, он и в мире ведёт себя как чадо Божье.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!