Книга пророка Исайи, Глава 58, стихи 1-11

В любой религиозной традиции пост занимает важное место. Практики везде разные. Однако, когда речь идёт о посте, всегда и везде говорится о воздержании и самоограничении. Но только ли это является содержанием поста и только ли в этом его смысл? Ответ на эти вопросы мы находим в отрывке из 58-й главы книги порока Исаии, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Из отрывка, который только что прозвучал, мы узнаём о некоторых практиках, которых придерживались древние евреи во время поста.
По словам Исаии, в постный период они «томили душу свою». Очевидно, что речь идёт о воздержании. При этом важно отметить, что издревле люди ограничивали себя не только в пище, но и в том, что питало их эмоционально. Душа начинает томиться, когда мы лишаем себя источника внешних впечатлений. Для того, чтобы приблизительно понять, что это за чувство, нам будет достаточно провести целый день без своего телефона или неделю без интернета и обсуждения свежих новостей и слухов.
Кроме томления души, Исаия говорит о том, что человек «гнёт голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел?» Очевидно, что речь идёт о внешних атрибутах, которыми сопровождался пост. Чтобы подчеркнуть своё смирение перед Творцом, человек совершал действия, которые внешне напоминали траурные обряды. Преклонение головы и колен, а также рубище, то есть, ветхая одежда, и пепел должны были указывать на тяготы воздержания.
Таким образом евреи, как говорит Исаия, «желают приближения к Богу». То есть думают, что ограничения себя в развлечениях, а также исполнения ритуала достаточно для того, чтобы благодать коснулась сердца. Но этого не происходит. Бог не приближается. Поэтому они и спрашивают Бога: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» Господь через своего пророка даёт очень простой ответ. «Это ли назовёшь постом и днём, угодным Господу?» То есть с чего вы взяли, что то, что вы делаете, это и есть настоящий пост, который привлекает божественную благодать?
И далее пророк прямо указывает, чего ещё недостаёт для настоящего поста. Его слова касаются не только древних верующих, но и нас с вами. Если мы хотим, чтобы Бог вошёл в нашу жизнь и в ней что-то изменилось, нам необходимо совершать нравственные действия. То есть совершать поступки, которые меняют наши отношения с людьми. «Расторгни всякое ярмо», — говорит пророк. То есть сними с себя бремя обиды, злобы, ревности, неприязни. Ведь именно это тяготит нас. Это не впускает в жизнь благодать.
Иными словами, Исаия призывает нас учиться вести себя по-новому с теми, с кем отношения зашли в тупик. С теми, на ком мы давно поставили крест. Он призывает сделать всё от нас зависящее, чтобы разрушить привычные реакции на человека. Возможно, начать всё с чистого листа. Воздержание — всего лишь первый этап. Он необходим для того, чтобы вскрыть наши душевные недуги. Но само по себе оно ничего не меняет. Жизнь меняется лишь у того, кто предпринимает активные попытки её изменить. Лишь у таких, по словам Исаии, внутри открывается источник света, лишь такие получают исцеление, лишь к таким приходит Господь и говорит: «вот Я!»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов