Книга Бытия, Глава 13, стихи 12-18. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Книга Бытия, Глава 13, стихи 12-18

Быт. XIII, 12-18 (прот. Павел Великанов)
Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Есть замечательная поговорка: «Не всё золото, что блестит». Отрывок из книги Бытия — а именно середина 13-й главы, которая читается сегодня в храмах за богослужением, — прекрасная иллюстрация того, как эта поговорка осуществилась в жизни праотцов еврейского народа.

Глава 13.

12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.

13 Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.

14 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу;

15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,

16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет;

17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда].

18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.

Итак, перед нами — два подхода к жизни: Лота и Аврама. Небольшая предыстория: когда между пастухами обоих семейств возник конфликт из-за нехватки места, Аврам предложил решить проблему в корне и разойтись — «если ты налево, я — направо, и наоборот». Лот — как об этом хорошо говорит Бытие — «возвёл очи свои и увидел» всю окрестность Иорданскую, что она вся орошалась водою, «как сад Господень» — то есть Лот первым выбирает землю, и выбирает — явным образом лучшее. Аврам же просто соглашается с тем, что остаётся ему.

В этой истории есть две детали. Первая — Аврам действует доверием Богу, Лот — практической выгодой. Вторая — земли Лота, без сомнения, плодородны — да только соседи в Содоме — откровенно дурны. Что, впрочем, Лота совсем не смущает.

В итоге оказывается, что наиболее «выгодное» место оборачивается самой настоящей катастрофой. Содом вскоре станет символом порочности и местом гибели. Лот, выбрав «заведомую выгоду», в итоге оказывается в центре нравственного разложения.

Автор книги Бытия очень интересно как бы противопоставляет волю Лота, идущую от него самого, — воле Аврама, послушного Богу. Лот сам «возводит очи» и выбирает, Авраму же Бог говорит «возвести очи» — и внимательно посмотреть во все стороны до горизонта — всё это будет его землями, и более того — от него произойдёт такое множество народа, что будет, как песок морской!

Более того: Бог повелевает Авраму пройти всю эту землю собственными ногами, почувствовать, проникнуться ей — чтобы Божье обетование было как бы «запечатлено» его, Аврамовым, действием.

А теперь представьте себе: бездетный старик идёт по не принадлежащей ему земле — в голове звучит голос о бесчисленном потомстве — но при этом он не чувствует ни абсурдности ситуации, ни того, что с ним в ментальном порядке что-то не так! Не многие из людей смогли бы сделать такой «прыжок веры» Аврама — и презреть очевидную житейскую выгоду ради чего-то далёкого, не вполне определённого — даже кажущегося в принципе невозможным в данный момент. Но это и есть — таинство веры, которое, когда совершается в человеческой душе, ничего невозможного уже не остаётся!..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!