Книга Бытия, Глава 13, стихи 12-18

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Есть замечательная поговорка: «Не всё золото, что блестит». Отрывок из книги Бытия — а именно середина 13-й главы, которая читается сегодня в храмах за богослужением, — прекрасная иллюстрация того, как эта поговорка осуществилась в жизни праотцов еврейского народа.
Итак, перед нами — два подхода к жизни: Лота и Аврама. Небольшая предыстория: когда между пастухами обоих семейств возник конфликт из-за нехватки места, Аврам предложил решить проблему в корне и разойтись — «если ты налево, я — направо, и наоборот». Лот — как об этом хорошо говорит Бытие — «возвёл очи свои и увидел» всю окрестность Иорданскую, что она вся орошалась водою, «как сад Господень» — то есть Лот первым выбирает землю, и выбирает — явным образом лучшее. Аврам же просто соглашается с тем, что остаётся ему.
В этой истории есть две детали. Первая — Аврам действует доверием Богу, Лот — практической выгодой. Вторая — земли Лота, без сомнения, плодородны — да только соседи в Содоме — откровенно дурны. Что, впрочем, Лота совсем не смущает.
В итоге оказывается, что наиболее «выгодное» место оборачивается самой настоящей катастрофой. Содом вскоре станет символом порочности и местом гибели. Лот, выбрав «заведомую выгоду», в итоге оказывается в центре нравственного разложения.
Автор книги Бытия очень интересно как бы противопоставляет волю Лота, идущую от него самого, — воле Аврама, послушного Богу. Лот сам «возводит очи» и выбирает, Авраму же Бог говорит «возвести очи» — и внимательно посмотреть во все стороны до горизонта — всё это будет его землями, и более того — от него произойдёт такое множество народа, что будет, как песок морской!
Более того: Бог повелевает Авраму пройти всю эту землю собственными ногами, почувствовать, проникнуться ей — чтобы Божье обетование было как бы «запечатлено» его, Аврамовым, действием.
А теперь представьте себе: бездетный старик идёт по не принадлежащей ему земле — в голове звучит голос о бесчисленном потомстве — но при этом он не чувствует ни абсурдности ситуации, ни того, что с ним в ментальном порядке что-то не так! Не многие из людей смогли бы сделать такой «прыжок веры» Аврама — и презреть очевидную житейскую выгоду ради чего-то далёкого, не вполне определённого — даже кажущегося в принципе невозможным в данный момент. Но это и есть — таинство веры, которое, когда совершается в человеческой душе, ничего невозможного уже не остаётся!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов