Книга пророка Исайи, Глава 37, стихи 33-38, Глава 38, стихи 1-6. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Книга пророка Исайи, Глава 37, стихи 33-38

Книга пророка Исайи, Глава 38, стихи 1-6

Ис. XXXVII, 33 - XXXVIII, 6 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Покаяние — великая сила, оно способно изменить буквально всё, да, собственно, само это слово и означает радикальную перемену. Однако в нашей повседневной жизни мы очень редко видим примеры действенного покаяния, чаще же всего мы наблюдаем нечто иное: те, кто со слезами исповедуют свои грехи, возвращаются к ним с потрясающей воображение скоростью, и этот процесс, к сожалению, на собственном опыте знаком многим христианам. Но Церковь не отчаивается, она вновь и вновь призывает нас обратить внимание на примеры истинного покаяния. Делает она это и сегодня — она предлагает нашему вниманию звучащий во время великопостного богослужения в православных храмах отрывок из 37-й и 38-й глав книги пророка Исайи. Давайте его послушаем.

Глава 37.

33 Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: "не войдет он в этот город и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.

34 По той же дороге, по которой пришел, возвратится, а в город сей не войдет, говорит Господь.

35 Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего".

36 И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, всё тела мертвые.

37 И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.

38 И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.

Глава 38.

01 В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.

02 Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря:

03 "о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих". И заплакал Езекия сильно.

04 И было слово Господне к Исаии, и сказано:

05 пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет,

06 и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.

Только что нами услышанный отрывок книги пророка Исайи сконцентрирован вокруг истории покаяния царя Езекии. Однако если мы ознакомимся с историей правления Езекии, то мы узнаем, что этот царь был из числа благочестивых царей, он провёл реформу и искоренил доставшееся ему в наследство от отца идолослужение, Езекия сделал много полезного для своего народа, его сложно в чём-либо упрекнуть, особенно же на фоне правления его сына и наследника — Манассии, который, напротив, сделал много дурного с религиозной точки зрения, и покаяние которого является вполне понятным. Так почему же мы можем говорить о покаянии Езекии? И почему с ним вообще произошла та история, о который мы только что услышали?

Конечно, размышляя об этом, мы уходим в область предположений, причём не предположений о действиях людей, а о действиях Самого Бога, а также о движениях души Езекии. Однако наши предположения мы будем строить на святоотеческих размышлениях с верой в то, что Господь просветил святых светом познания сокрытых от нас вещей.

Так, у блаженного Иеронима Стридонского есть мысль, что случившееся с Езекией было следствием его блистательных побед над врагами Израиля. Слова самого блаженного Иеронима звучат так: «Чтобы после неимоверных триумфов и победы среди плена сердце Езекии не превозносилось, он посещается болезнию тела своего, и слышит, что он умрёт, для того чтобы обращение к Господу отвратило приговор Его». Судя по всему, это предположение близко к истине, и Езекия, будучи праведным человеком, понимал правоту Бога, он чувствовал свой грех, который ещё не был выражен ни в словах, ни в делах, но уже присутствовал в сердце царя. Езекия не спорил с Богом, он не указывал на свою праведность и не говорил о своих добрых делах: Он призвал Бога Самого вспомнить обо всём этом. Иными словами, Езекия полностью предал себя в волю Божию в надежде на Господне милосердие, и через это он показал свою покорность Богу, изгнав из сердца ростки превозношения и гордыни.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!