Книга пророка Исайи, Глава 26, стихи 21
Книга пророка Исайи, Глава 27, стихи 1-9

Библейские авторы, рассуждая о Боге, объясняют Его действия с помощью различных образов, метафор. Вот и в звучащем сегодня на богослужении отрывке из 26-й и 27-й глав книги пророка Исаии Господь сравнивается с садовником. Давайте послушаем, что именно имеется в виду.
01 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.
02 В тот день воспойте о нем - о возлюбленном винограднике:
03 Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него.
04 Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем.
05 Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною.
06 В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная.
07 Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
08 Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.
09 И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.
Пророк Исаия уподобляет Бога неравнодушному садовнику, который решительно борется с сорняками и не менее решительно заботится о том, чтобы полезные растения росли, цвели и приносили плоды. А если происходит иначе, садовник начинает испытывать негодование. В ветхозаветной части Священного Писания неоднократно упоминается гнев Божий. Разные библейские авторы, не только Исаия, повествуют о том, как Господь проявлял Свой гнев в определённых обстоятельствах. Пожалуй, единственной причиной, вызывавшей гнев Божий, во времена Ветхого Завета была человеческая греховность. Это хорошо видно на примере эпизода с Содомом и Гоморрой. Гнев Божий постиг эти города из-за крайней развращённости их жителей.
Впрочем, Господь дал Содому и Гоморре возможность избежать страшной участи. Если бы в них нашлось хотя бы десять праведников, ужасная казнь была бы отложена. Однако в итоге случилось то, что случилось. Бог уничтожил Содом и Гоморру, так как никакого исправления их обитатели не желали. Библия повествует о гневе Божии и в эпизоде со строительством Вавилонской башни. Древние люди, ослепнув от гордыни, решили достигнуть небес и стать богами. За это Господь послал человечеству великое наказание — разделил его на разные народы с непохожими языками и культурами.
В Библии также упоминаются случаи, когда гнев Божий прекращался. Например, пророк Иона был послан Богом к развращённым жителям Ниневии и поведал им о наказании от Господа. Ниневитяне стали каяться и просить Бога о прощении. В результате наказание Господне их миновало — каменный дождь прошёл за пределами города. Древний Израиль часто оказывался под гневом Божиим из-за впадения в идолопоклонство. Бог через пророков — в том числе и через Исаию — вразумлял иудеев, но если не видел исправления, посылал им наказание.
Гнев Божий не нужно путать с одноимённым человеческим чувством или с какой-то местью. Причиной человеческого гнева становится несоответствие реального положения дел нашим ожиданиям. Причём в большинстве случаев эгоистичным. Господь же любит каждого человека, желает ему спасения. Так называемый гнев Божий на самом деле является одним из проявлений любви Бога к людям. И Господь похож на хорошего садовника. Он до конца борется за спасение растения, но если оно безнадёжно, удаляет его — во избежание гибели всего сада. Но если в засыхающем растении Бог-садовник видит хоть какие-то признаки жизни, Он будет бороться до конца — чтобы спасти это растение (то есть человека или народ) от погибели.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов