Книга Притчей Соломоновых, Глава 12, стихи 8-22. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Книга Притчей Соломоновых, Глава 12, стихи 8-22

Притч. XII, 8-22 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Вряд ли есть люди, которые не были бы знакомы с собственными внезапными вспышками гнева. С христианской точки зрения гнев — это одна из восьми главных страстей, и с ним, как и с любой другой страстью, надлежит бороться. Но как это делать? Ответ мы можем найти в многочисленных святоотеческих творениях, ну а Библия помогает нам посмотреть на гнев с непривычной стороны, Писание видит в необузданном гневе не что иное, как глупость. Эту мысль мы можем услышать в звучащем сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения отрывке из 12-й главы книги Притчей Соломона.

Глава 12.

08 Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.

09 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.

10 Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.

11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. [Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]

12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.

13 Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды. [Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.]

14 От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку - по делам рук его.

15 Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.

16 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.

17 Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного - обман.

18 Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует.

19 Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык - только на мгновение.

20 Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев.

21 Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.

22 Мерзость пред Господом - уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.

Как мы знаем, книга Притчей Соломона посвящена мудрости: в этой книге собраны размышления о том, как человеку устраивать свою жизнь так, чтобы по собственной вине не оказаться в неприглядной ситуации. У мудрости есть противоположное состояние — глупость. Согласно книге Притчей, мудрость — это не только плод обучения и вдумчивого отношения к жизни, мудрость — это, в первую очередь, дар Бога. Нечто подобное можно сказать и о глупости: она не только следствие интеллектуальной слабости и неумения делать выводы, она ещё и наказание от Бога. Именно по этой причине глупость проявляют иной раз те люди, которые, как кажется, должны быть мудры хотя бы в силу полученного образования или же жизненного опыта.

Но почему же Бог иной раз делает нас глупцами? В чём причина? За что Он нас так наказывает?

Один из возможных ответов мы можем найти в только что прозвучавшем отрывке книги Притчей. Среди прочего, в этом отрывке были такие слова: «У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление» (Притч. 12:16). Здесь мы видим совершенно недвусмысленное утверждение, что гнев, который человек не в состоянии сдерживать, — это проявление глупости. Однако если мы обратимся к православному христианскому учению о человеке, то мы узнаем, что гнев — это не только страсть, это ещё и естественная сила души, изначальное предназначение которой состоит в том, чтобы отвергать грех и препятствовать удалению человека от Бога. Если же гнев вложен в нас Богом при творении, то и истребить его невозможно, но его можно попытаться вернуть к первозданному состоянию, то есть попытаться сделать так, чтобы гнев не был обращён на людей, а имел своей целью грех, причём грех свой собственный, а не чей-то ещё. Очевидно, что в полной мере сделать это не получится, ведь как бы мы не старались, мы остаёмся людьми. Это с одной стороны. А с другой, если мы не пытаемся победить свои страсти, то мы скатываемся к состоянию, недостойному человека. Собственно, такое состояние и есть глупость, и глуп не тот, кто малообразован, а тот, кто не осознаёт необходимости борьбы с собственными страстями, и именно об этом сообщила нам сегодня книга Притчей Соломона.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!