Книга пророка Исайи, Глава 13, стихи 2-13

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С одной стороны, Библия нас поддерживает и утешает. Она говорит, что правда никогда не будет посрамлена, что праведник, если проявит терпение, обретёт благоволение в очах Божиих, ну а грешник не останется без наказания. Однако тогда, когда Писание делает акцент на участи грешников, мало какой человек может оставаться благодушным, ведь в библейских описаниях согрешающих не узнать себя может лишь тот, кто и вовсе с собой не знаком. Сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах звучит отрывок из 13-й главы книги пророка Исайи. Этот отрывок описывает самое страшное: гнев Божий. Давайте послушаем его, и подумаем о том, как нам избежать гнева Господня.
У только что прозвучавшего отрывка книги пророка Исайи есть довольно очевидное прочтение: здесь Исайя сказал о судьбе поработителей евреев, то есть о печальном будущем Вавилона. Многие авторитетные христианские толкователи останавливаются на этой мысли и не идут дальше, однако нам стоит задаться вопросом о том, почему этот отрывок звучит в наших храмах Великим постом, ведь нам, в общем-то, нет никакого дела до давно минувших конфликтов евреев с окружавшими их народами. Да, здесь можно было бы ответить, что слова Исайи, а также их исполнение в дальнейшем, — это ещё одно свидетельство силы Божией, о которой не лишним будет напомнить.
Но есть другой путь, тот путь, который предложил, к примеру, святитель Василий Великий. Он видел в прозвучавшем сегодня отрывке ещё и крайне важный эсхатологический смысл, и этот смысл соотносится со словами Господа нашего Иисуса Христа, Который, говоря о времени перед Его Вторым Пришествием сказал, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасётся» (Мф. 24:12–13). Святитель Василий подметил, что Исайя, по сути, говорит от лица Бога о том же самом: «Положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи — дороже золота Офирского» (Ис. 13:11–12). В последние времена, с одной стороны, люди отойдут от Бога и в своей гордыне станут презирать праведность, с другой же, — останутся те, кто сможет сохранить верность Богу несмотря на все испытания. Святитель Василий выразил эту мысль в таких словах: «Найдутся люди, не повредившие души в сообщении с беззаконными, но дознанные тысячами искушений и испытаний, показавшие точный опыт своего произволения, и они будут честнее всякого нежжённого золота и всякого драгоценного камня».
Но почему этот отрывок звучит сегодня? Кажется, ответ состоит в том, что последние времена — это не какая-то запланированная Богом дата, это то время, когда люди сочтут для себя излишним Слово Божие, а потому дата наступления кончины мира в каком-то смысле в нашей власти, ведь в нашей власти жить по Божией воле или же вопреки ей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов