Книга пророка Исайи, Глава 13, стихи 2-13. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Книга пророка Исайи, Глава 13, стихи 2-13

Ис. XIII, 2-13 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

С одной стороны, Библия нас поддерживает и утешает. Она говорит, что правда никогда не будет посрамлена, что праведник, если проявит терпение, обретёт благоволение в очах Божиих, ну а грешник не останется без наказания. Однако тогда, когда Писание делает акцент на участи грешников, мало какой человек может оставаться благодушным, ведь в библейских описаниях согрешающих не узнать себя может лишь тот, кто и вовсе с собой не знаком. Сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах звучит отрывок из 13-й главы книги пророка Исайи. Этот отрывок описывает самое страшное: гнев Божий. Давайте послушаем его, и подумаем о том, как нам избежать гнева Господня.

Глава 13.

02 Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов.

03 Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем.

04 Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско.

05 Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю.

06 Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего.

07 Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло.

08 Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись.

09 Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.

10 Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.

11 Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей;

12 сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского.

13 Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его.

У только что прозвучавшего отрывка книги пророка Исайи есть довольно очевидное прочтение: здесь Исайя сказал о судьбе поработителей евреев, то есть о печальном будущем Вавилона. Многие авторитетные христианские толкователи останавливаются на этой мысли и не идут дальше, однако нам стоит задаться вопросом о том, почему этот отрывок звучит в наших храмах Великим постом, ведь нам, в общем-то, нет никакого дела до давно минувших конфликтов евреев с окружавшими их народами. Да, здесь можно было бы ответить, что слова Исайи, а также их исполнение в дальнейшем, — это ещё одно свидетельство силы Божией, о которой не лишним будет напомнить.

Но есть другой путь, тот путь, который предложил, к примеру, святитель Василий Великий. Он видел в прозвучавшем сегодня отрывке ещё и крайне важный эсхатологический смысл, и этот смысл соотносится со словами Господа нашего Иисуса Христа, Который, говоря о времени перед Его Вторым Пришествием сказал, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасётся» (Мф. 24:12–13). Святитель Василий подметил, что Исайя, по сути, говорит от лица Бога о том же самом: «Положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи — дороже золота Офирского» (Ис. 13:11–12). В последние времена, с одной стороны, люди отойдут от Бога и в своей гордыне станут презирать праведность, с другой же, — останутся те, кто сможет сохранить верность Богу несмотря на все испытания. Святитель Василий выразил эту мысль в таких словах: «Найдутся люди, не повредившие души в сообщении с беззаконными, но дознанные тысячами искушений и испытаний, показавшие точный опыт своего произволения, и они будут честнее всякого нежжённого золота и всякого драгоценного камня».

Но почему этот отрывок звучит сегодня? Кажется, ответ состоит в том, что последние времена — это не какая-то запланированная Богом дата, это то время, когда люди сочтут для себя излишним Слово Божие, а потому дата наступления кончины мира в каком-то смысле в нашей власти, ведь в нашей власти жить по Божией воле или же вопреки ей.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!