Книга Притчей Соломоновых, Глава 10, стихи 1-22

Как превратить священный текст в инструмент беседы с Богом? Как научиться при помощи Писания молиться? Ответ на этот вопрос можно найти, поразмыслив над тем отрывком из 10-й главы Книги Притчей царя Соломона, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Тот отрывок из Книги Притчей, который только что прозвучал, состоит из кратких изречений-сентенций. Каждое изречение делится на две части. Как правило, эти две части противопоставлены друг другу по смыслу. Если в одной премудрый царь Соломон указывает на образец поведения, который насыщает душу и приближает её к Богу, то во второй он обыкновенно изображает деструктивный, разрушительный образ жизни. Одним словом, мудрость противопоставлена глупости. Знание — безумию.
Если мы внимательно рассмотрим содержание сентенций, то увидим, что они касаются различных сторон жизни человека. Богатство и бедность, мудрость и глупость, честность и лживость, трудолюбие и лень, отношения родителей и ребёнка, господина и раба, правителя и его подданого. Кажется, что нет такой темы, которую бы не затронул царь Соломон. Как же читать такую книгу? Ведь чтение должно приносить нам какую-то пользу? А здесь от множества кратких изречений буквально рябит в глазах. И как только откладываешь текст в сторону, сразу же всё забываешь. По этому поводу есть одна полезная рекомендация.
Важно помнить, что мы читаем священный текст не просто для того, чтобы получить информацию. Но в первую очередь для того, чтобы сосредоточить своё внимание на Творце и напитать себя Его благодатью. А потому перед тем, как начинать чтение, необходимо помолиться Богу, чтобы через Своё Писание Он коснулся моей души. После этого приступаем к чтению. Все те идеи и образы, которые распознаёт наш ум, мы стараемся пропускать через своё сердце.
Очевидно, что не все притчи вызовут у нас отклик. Что-то нам близко, а что-то совсем нас не касается. Однако Книга Притчей тем и хороша, что здесь есть, из чего выбрать. А потому всегда найдётся то, что словно кольнёт нас изнутри. Мы словно споткнёмся в процессе чтения. Возможно, у нас даже захватит дух. Настолько эта ситуация покажется нам близкой и знакомой. Вот на этом изречении нам и следует остановиться. С ним мы будем работать на протяжении всего дня. Как именно работать?
Отцы Православной Церкви, рассуждая о технике чтения Священного Писания, приводили образ верблюда. Верблюд тщательно и очень долго пережёвывает колючку. Вот так и мы должны тщательно и долго пережёвывать мысль священного текста, которая задела наше сердце. Мы вглядываемся в эту мысль. Примеряем её на себя и на свою ситуацию. Размышляем над ней. Возможно, читаем толкования, если нам что-то не до конца понятно. Молимся при этом Богу. И в итоге нам что-то непременно откроется. Ответ придёт прямо в сердце. И сделает его радостным и спокойным.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов