Книга Притчей Соломоновых, Глава 10, стихи 1-22. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM

Книга Притчей Соломоновых, Глава 10, стихи 1-22

Притч. X, 1-22 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Как превратить священный текст в инструмент беседы с Богом? Как научиться при помощи Писания молиться? Ответ на этот вопрос можно найти, поразмыслив над тем отрывком из 10-й главы Книги Притчей царя Соломона, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 10.

01 Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери.

02 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.

03 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.

04 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.

05 Собирающий во время лета - сын разумный, спящий же во время жатвы - сын беспутный.

06 Благословения - на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.

07 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.

08 Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.

09 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.

10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.

11 Уста праведника - источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.

12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

13 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого - розга.

14 Мудрые сберегают знание, но уста глупого - близкая погибель.

15 Имущество богатого - крепкий город его, беда для бедных - скудость их.

16 Труды праведного - к жизни, успех нечестивого - ко греху.

17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение - блуждает.

18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.

19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен.

20 Отборное серебро - язык праведного, сердце же нечестивых - ничтожество.

21 Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.

22 Благословение Господне - оно обогащает и печали с собою не приносит.

Тот отрывок из Книги Притчей, который только что прозвучал, состоит из кратких изречений-сентенций. Каждое изречение делится на две части. Как правило, эти две части противопоставлены друг другу по смыслу. Если в одной премудрый царь Соломон указывает на образец поведения, который насыщает душу и приближает её к Богу, то во второй он обыкновенно изображает деструктивный, разрушительный образ жизни. Одним словом, мудрость противопоставлена глупости. Знание — безумию.

Если мы внимательно рассмотрим содержание сентенций, то увидим, что они касаются различных сторон жизни человека. Богатство и бедность, мудрость и глупость, честность и лживость, трудолюбие и лень, отношения родителей и ребёнка, господина и раба, правителя и его подданого. Кажется, что нет такой темы, которую бы не затронул царь Соломон. Как же читать такую книгу? Ведь чтение должно приносить нам какую-то пользу? А здесь от множества кратких изречений буквально рябит в глазах. И как только откладываешь текст в сторону, сразу же всё забываешь. По этому поводу есть одна полезная рекомендация.

Важно помнить, что мы читаем священный текст не просто для того, чтобы получить информацию. Но в первую очередь для того, чтобы сосредоточить своё внимание на Творце и напитать себя Его благодатью. А потому перед тем, как начинать чтение, необходимо помолиться Богу, чтобы через Своё Писание Он коснулся моей души. После этого приступаем к чтению. Все те идеи и образы, которые распознаёт наш ум, мы стараемся пропускать через своё сердце.

Очевидно, что не все притчи вызовут у нас отклик. Что-то нам близко, а что-то совсем нас не касается. Однако Книга Притчей тем и хороша, что здесь есть, из чего выбрать. А потому всегда найдётся то, что словно кольнёт нас изнутри. Мы словно споткнёмся в процессе чтения. Возможно, у нас даже захватит дух. Настолько эта ситуация покажется нам близкой и знакомой. Вот на этом изречении нам и следует остановиться. С ним мы будем работать на протяжении всего дня. Как именно работать?

Отцы Православной Церкви, рассуждая о технике чтения Священного Писания, приводили образ верблюда. Верблюд тщательно и очень долго пережёвывает колючку. Вот так и мы должны тщательно и долго пережёвывать мысль священного текста, которая задела наше сердце. Мы вглядываемся в эту мысль. Примеряем её на себя и на свою ситуацию. Размышляем над ней. Возможно, читаем толкования, если нам что-то не до конца понятно. Молимся при этом Богу. И в итоге нам что-то непременно откроется. Ответ придёт прямо в сердце. И сделает его радостным и спокойным.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!