Книга Бытия, Глава 7, стихи 11-24, Глава 8, стихи 1-3. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM

Книга Бытия, Глава 7, стихи 11-24

Книга Бытия, Глава 8, стихи 1-3

Быт. VII, 11 - VIII, 3 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда человек бывает настолько погружён в свои дела, что у него возникает ощущение, что кроме него, его жизни и его личных маленьких дел ничего не существует. Порой же, напротив, человек оказывается в гуще событий, с которыми по масштабу он настолько несопоставим, что совершенно теряет всякую опору и ему кажется, что он несётся в неуправляемом потоке катастрофических событий. В чём же верующий человек призван находить опору в такие времена? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 7-й и 8-й глав Книги Бытия, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 7.

11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [27] день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;

12 и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

13 В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.

14 Они, и все звери [земли] по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,

15 и вошли к Ною в ковчег по паре [мужеского пола и женского] от всякой плоти, в которой есть дух жизни;

16 и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему [Господь] Бог. И затворил Господь [Бог] за ним [ковчег].

17 И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;

18 вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.

19 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;

20 на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы.

21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;

22 все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.

23 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных,- все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

24 Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

Глава 8.

01 И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, [и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,] бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.

02 И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.

03 Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.

Читая сегодня об ужасах, которые переживали те или иные люди, мы лишь отчасти можем понять их опыт. Да и что говорить, если мы даже собственные страдания постепенно забываем, так что меньшая боль, испытываемая сейчас, в моменте может показаться для нас нестерпимее, чем та, что мы испытывали когда-то. Но, кажется, самая страшная боль — это боль, лишённая надежды. Боль, в которой ты ощущаешь, что ничего осмысленного вообще не происходит и ты оставлен на волю слепого случая. Впрочем, и она может быть отягчена осознанием того, что всего этого можно было избежать.

Когда мы читаем повествование о потопе, нам сложно себе представить катастрофу такого масштаба, как сложно себе представить, что мог думать по поводу происходящего праведный Ной, находящийся в ковчеге. Понятно, что, пытаясь через века осмыслить события, которые произошли, мы можем нагрузить их своими эмоциями и погрешить некоторой излишней психологизацией и драматизацией, будто бы вчитывая в текст свои переживания. Но всё же практически невозможно себе представить, чтобы Ной, который сто лет строил ковчег и по преданию проповедовал всё это время, мог спокойно взирать гибель людей и всего, что было для него дорого. При этом он понимал одну простую, но важную истину: бесконечно беззаконная жизнь продолжаться не могла. Вода поднималась всё выше и выше, так что наконец у всего, что дышало на земле исчезла опора. У всех, кроме тех, кто был в ковчеге. Но что же это была за опора? Формально — деревянные полы ковчега, но в более глубоком смысле — послушание Богу и исполнение Его воли, потому что сам ковчег был построен по повелению Господа. Впрочем, Богу нужно было не просто послушание, и поэтому потоп продолжался. И продолжается настолько долго, что тем, кто находится в ковчеге начинает казаться, что Тот, кому они поверили, их забыл. Но по словам Моисея Бог о них вспомнил. Очевидно, что Бог — не человек, чтобы ему забывать, но в Священном Писании выражение «и вспомнил Бог» употребляется тогда, когда говорится о людях, находящихся в отчаянной ситуации, о тех, кто на пределе веры, о тех, кто понимает: если не Бог, то никто другой, если Он забыл, то всё бессмысленно.

Ной осознал, что дело не столько в послушании, ведь слушаться можно ради своих целей. Дело в ощущении, что путь, по которому мы идём, мы призваны проходить вместе с Богом. Пережить трагедию подобную той, которую пережил Ной, вряд ли кому-нибудь из нас удастся. Однако даже в тех сложных ситуациях и катаклизмах, которые выпадают на нашу долю, подлинную опору нам стоит видеть только в Боге.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!