Книга Притчей Соломоновых, Глава 8, стихи 32-36
Книга Притчей Соломоновых, Глава 9, стихи 1-11

Книга Притчей царя Соломона нередко воспринимается в качестве сборника советов, которые прямо указывают, как необходимо организовывать свою жизнь. Однако не всё в этой книге стоит понимать буквально. Яркий пример мы встречаем в отрывке из 8-й и 9-й глав, который звучат сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
01 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,
02 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;
03 послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:
04 "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала:
05 "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;
06 оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума".
07 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе.
08 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;
09 дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.
10 Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум;
11 потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.
Царь Соломон изображает Божественную мудрость в виде радушной хозяйки. У неё добротный, великолепный дом, который опирается на семь столпов. В этом доме она устроила грандиозный пир. На столе мясо и вино. На эту трапезу Премудрость приглашает всякого человека. Образ, который рисует царь Соломон, имеет глубокое символическое значение.
С древнейших времен число семь было числом сакральным. Уже в древней месопотамской литературе мы встречаем упоминание о семи основаниях небес, о семи планетах, о семи днях творения, а также о семи мудрецах. В древнешумерских мифах говорится, что храм бога мудрости имеет семь комнат и семь очагов. А по представлениям жителей Ханаана верховный бог Эль обитает в «семи чертогах мудрости». Этот древний символ повсеместно встречается и в библейской традиции, а позже и в христианской. И везде он также связан с полнотой мудрости и знания. Семь даров Святого Духа, семь таинств Церкви, семь Вселенских соборов. Семь — полнота жизни, которая открывается человеку в Боге.
Символическое значение имеет не только число. Образ торжественной трапезы, главными угощениями которой являются мясо и вино, также часто встречается в древневосточной литературе. А в Евангелии этот образ получает особое звучание. Иисус Христос не раз сравнивает Царство Небесное с роскошным пиром. В разных вариациях. Иногда это брачный пир, иногда просто званый ужин. Но суть всегда одна: Хозяин зовёт на торжественную трапезу всякого человека. Всякому Он хочет подарить радость общения. Просто так. Безвозмездно. Всё, что требуется от человека, — встать и прийти.
Наконец, ещё один важный образ — это образ мудрой беседы, которую ведёт хозяйка дома. «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя». Подобные наставления звучали из уст славных учителей древности. Иногда они говорили прямо, иногда притчами. Особенно искусны в жанре притчи были древнееврейские книжники. Но всех их превзошёл Господь Иисус Христос. Его притчи не просто давали ответы. Скорее, они правильно ставили вопросы и сеяли в душе людей беспокойство, которое отвлекало их от повседневной рутины и побуждало искать Истину.
В этом контексте церковная традиция и предлагает читать только что прозвучавший отрывок. Премудрость Божия — это Иисус Христос. Трапеза — эта жизнь по законам Его Царства, по законам Его Евангелия. Мясо и вино — это те церковные таинства, к которым приступают верные христиане, и, конечно, центральное из них — Таинство Евхаристии, то есть Таинство Причастия. И наконец, то поучение, которое Премудрость предлагает нам, — это дар духовного рассуждения. Его в свою меру получает всякий, кто отозвался на призыв гостеприимной Хозяйки и, отложив в сторону свои дела, вошёл под сень Её дома.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов