Книга пророка Исайи, Глава 8, стихи 13-22; Глава 9, стихи 1-7. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Книга пророка Исайи, Глава 8, стихи 13-22

Книга пророка Исайи, Глава 9, стихи 1-7

Ис. VIII, 13 - IX, 7 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Апостолу Павлу принадлежат очень точные слова относительно того, чему можно уподобить наше знание о Боге и о Его воле: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор. 13:12). Однако есть и совершенно очевидная динамика: после Пришествия Христова человечество стало значительно ближе к Богу, чем во времена Ветхого Завета, и сейчас то стекло, о котором написал апостол Павел, вовсе не такое тусклое, каким оно было в эпоху библейских пророков. Собственно, этим пророки и удивительны: несмотря ни на что, они умудрялись видеть, причём иной раз с какой-то совершенно невероятной точностью. Сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения звучит отрывок из 8-й и 9-й глав книги пророка Исайи. В этом отрывке содержатся крайне важные пророчества о Пришествии в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Давайте их послушаем.

Глава 8.

13 Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш!

14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.

15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.

16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих".

17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него.

18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе.

19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям,- тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?

20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.

21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего.

22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.

Глава 9.

01 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.

02 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

03 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.

04 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.

05 Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.

06 Ибо Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

07 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

Среди довольно запутанных слов пророка Исайи об актуальной в его время политической обстановке с яркостью молнии в ночном небе звучат прекрасно знакомые христианам из Евангелия пророчества о Христе, те самые пророчества, которые мы неоднократно слышим во время празднования Рождества Христова. Исайя сумел своим пророческим взором увидеть не только факт Пришествия в мир Спасителя, Исайя увидел и то место, из которого Господь начал Свою евангельскую проповедь: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий» (Ис. 9:1–2). Мы знаем, что так и произошло, что Христова проповедь началась с презираемой во времена Исайи Галилеи, и что именно там Господь совершил Своё первое чудо — претворение воды в вино во время свадьбы в Кане, и сегодня когда мы слышим о Галилее, мы вспоминаем вовсе не ее мрачное полуязыческое прошлое, мы обращаемся нашим мысленным взором к детским годам Христа и к Его проповеди.

Конечно, пророчество о Галилее — не единственное пророчество прозвучавшего сегодня отрывка книги Исайи о Грядущем в мир Спасителе, но, пожалуй, нам стоит остановиться именно на нём, ведь оно иллюстрирует собой очень важную мысль Исайи: Бог в силах изменить ход истории, Он в силах изменить и ход жизни каждого отдельного человека. Мысль пророка, конечно, проста, она нам всем известна, и никакой верующий человек не станет с ней спорить, но вместе с этим нам свойственно забывать, что именно Бог даёт наполнение нашей жизни, и историческая судьба Галилеи — прекрасный тому пример: когда-то эта часть Обетованной Земли была в запустении по причине уклонения её жителей в язычество, но Бог возвысил её, сделав родным местом для Господа Иисуса Христа.

Конечно, Галилея — далеко не единственный пример такого рода, их невероятное множество, и здесь можно вспомнить нашу Троице-Сергиеву лавру, которая стоит на месте запустения, на том холме, который люди предпочитали обходить стороной, но теперь молитвами преподобного Сергия Радонежского и милостью Божией это место обретения спасения души для многих тысяч, и даже, пожалуй, миллионов человек. Бог меняет всё, и меняет неизменно к лучшему. Давайте попытаемся об этом не забывать.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!