Книга пророка Исайи, Глава 6, стихи 1-12

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, вам встречались в росписях храмов или на иконах изображения ангельских существ с шестью крыльями — серафимов. Отрывок из 6-й главы книги пророка Исаии, который сегодня читается за богослужением, и есть то самое место во всей Библии, откуда мы только и можем почерпнуть сведения об этих необычных духовных существах. Давайте послушаем.
Примечательно, что в религиях соседних с евреями народов можно встретить определённые параллели — например, в шумеро-аккадской культуре, в Египте, в западно-семитских религиях имелось представление о неких «крылатых животных», охранявших священные места. Однако серафимы — как это описано в книге пророка Исайи — не имеют никаких, даже отдалённо напоминающих, пересечений с иными религиями. Само слово «серафим» — שָׂרָף (сараф, мн. ч. שְׂרָפִים / серафим) происходит от корня, означающего «гореть» или «пылать». Поэтому часто их называют «пылающие (или горящие) существа» или иначе — «пламенеющие».
Пророк Исаия живёт в ситуации острого политического кризиса, связанного со смертью царя Озии, который благополучно правил Иудеей более 50 лет, — и со значительно усилившейся угрозой со стороны Ассирии. После достаточно долгого периода стабильности и экономического подъёма еврейский народ находился перед лицом неизвестности — понимая, что едва ли стоит ждать продолжения безбедных лет. И вот, в особом видении пророк Исаия видит Самого Господа Бога в образе Царя, восседающего на высоком троне в окружении как раз серафимов — «пламенеющих» сил. Образ, который передаёт пророк, очень пронзителен: свет и огонь настолько сильны, что Исаию охватывает ужас от осознания своего несоответствия представшей перед ним такой невероятной святости и чистоты.
Единственная мысль, которая приходит пророку, — всё, это конец: ибо невозможно остаться живым в такой близости к Божественному Свету! Но тут приближается один Серафим с горящим углём и касается уст пророка — и через это пророк становится очищенным и избранным для свидетельства еврейскому народу Божьего слова.
В истолковании этого пророческого видения все святые отцы сходятся на одном мнении: то, что видел пророк — это предвосхищение Таинства Евхаристии, в котором и будет дано человечеству очищение и освящение через Тело и Кровь Сына Божия. И каким бы тяжким ни казался нам совершённый грех, какой бы бесконечной ни виделась нам дистанция между нашей нечистотой и святостью Божией — Бог в силах коснуться нас Своей святыней — и через это не только очистить, но и сделать нас достойными участниками Царства Небесного!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов