Книга Притчей Соломоновых, Глава 5, стихи 15-23
Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 1-3

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Всем известно, что Священное Писание и Церковное учение считает супружескую измену тяжёлым грехом. Но многие ли знают, почему это так? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 5-й и 6-й глав книги Притчей Соломоновых, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
01 Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого,-
02 ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.
03 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
Рассказывая отдельному человеку о том, что он обладает прирождённым человеческим достоинством, общество стремится защитить его от унижений и неравенства. Все равны в своей человечности и все одинаково достойны называться людьми. Эта мысль ясна и вполне соответствует библейскому взгляду. Однако, стремясь подчеркнуть значимость человека, мы не заметили, что мысль о достоинстве может в то же время сделать его несчастным, потому что теперь он всё время беспокоится о том, чего же именно он достоин и не достоин ли он лучшего, чем то, что у него есть сейчас. У него есть жизнь, но поселившееся сомнение не даёт ему покоя, ведь можно жить лучше и он может быть, достоин большего... Может быть его дом не так хорош и ему нужен лучше... может быть его работа не так хороша и надо искать следующую... Может быть, не так хороша его жена или для женщины не так хорош её муж?
Кто-нибудь скажет, что это преувеличение, ведь ничего нет плохого в том, чтобы, подсобрав деньжат купить себе автомобиль поновей, вместо старого и постоянно ломающегося. Да, конечно, в этом ничего плохого нет. Но автомобиль — это вещь, а жена или муж не вещи, они люди. И в этом расчеловечивании другого, в сведении его к функции, главная проблема. «Мне должно быть хорошо, — говорит человек, — я этого достоин». Но кто при этом другой? И чего достоин он?
В сегодняшнем отрывке мы слышим, как Соломон призывает своего сына к тому, чтобы он был верен жене юности. Он напоминает ему так же, что все поступки человека видит Господь, и беззаконие грешника не останется без горького плода. Думаю, что в этих кратких словах Соломон прикровенно указывает на доверие как необходимую и самую важную составляющую любых отношений.
Во-первых, он не случайно напоминает сыну, что жена его — это жена юности. Она, когда-то, будучи молода, вверила себя в его руки, отдала ему свою цветущую молодость, свою красоту... Отдала всю себя, потому что поверила ему. Взяв её в то время в жены, он любил её, даже если сейчас ему кажется, что это не так... И она не вещь, которую можно просто отставить в сторону, но та, за кого он взял ответственность перед Богом и людьми.
Во-вторых, Соломон не случайно напоминает сыну о Боге, потому что отношения души и Бога также подобны браку. Уверовав, человек учится доверять Богу, вверяет себя в его руки... Но нельзя говорить о вере Богу, разрушая веру того, кто рядом, потому что сказанное будет ложью.
Бог в Священном Писании чаще многих других говорит об этих двух грехах: измене в семье и измене в вере. Внутренне эти грехи оказываются очень похожи в том, что вероломны, ведь разрушают доверие другого. Писание подчёркивает, что изменник в конечном счёте оказывается предельно эгоистичен, разрушая любовь к жене, он не сумеет любить никого другого, потому что любит только себя. Тот же, кто остаётся верен жене, верен не только ей, но в своей любви внутренне верен Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов