Книга Бытия, Глава 4, стихи 16-26. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM

Книга Бытия, Глава 4, стихи 16-26

Быт. IV, 16-26 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Что Священное Писание думает по поводу достижений человеческой цивилизации? Можно ли христианину пользоваться ими в своей повседневной жизни? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы книги Бытия, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 4.

16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

18 У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.

19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].

20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.

21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.

22 Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.

23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;

24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

25 И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].

Священное Писание упоминает о том, что у Адама и Евы родилось много детей. Однако подробно Библия рассказывает не о всех. Она обращает наше внимание всего лишь на два рода. И первый — это род нечестивого Каина. Того самого Каина, который убил своего брата Авеля. Второй — это род благочестивого Сифа. Того самого Сифа, от которого позже родится Ной, Авраам, а после и сам Христос. Только что прозвучавший отрывок рассказывает нам о том, какие нравы и какой уклад жизни царил в каждой семье.

Если мы приглядимся к роду нечестивого Каина, то увидим, что его дети были очень талантливыми людьми. Талантливыми по нашим земным меркам. Каждый из них внёс большой вклад в развитие цивилизации. Сам Каин построил первый город. А его потомки изобрели животноводство, искусство и обработку металла. С другой стороны, о потомках благочестивого Сифа не говорится так подробно. Единственное, что мы знаем так это то, что при его сыне Еносе начали призывать имя Бога.

Это великолепная иллюстрация той духовной закономерности, которую формулирует один из древнееврейских святых — пророк Аввакум: «душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет». Надменный Каин не имеет покоя на земле. Каждое мгновение он ждёт воздаяния за то, что убил Авеля. Он видит угрозу и в окружающем мире, и в людях. А потому и строит город. Это настроение передаётся и его детям. Они наследуют его душевную тревогу и беспокойство. Они в состоянии постоянного сопротивления этому миру. Отсюда и их изобретения. Оружие, чтобы эффективно противостоять врагу и самостоятельно выживать в диких условиях. Искусство, чтобы хоть как-то заменить безбожную пустоту в своей душе и наполнить её чувствами, которые напоминают о небесной гармонии.

Сиф и его потомки живут иначе. Здесь нет выдающихся изобретений и технологических прорывов. Просто по той причине, что нет в этом острой необходимости. А всё потому, что нет такого резкого противостояния с этим миром. Здесь нет войны. Нет душевных метаний и необходимости что-то и кому-то доказывать. Единственное их достижение, о котором упоминается, — они начали призывать имя Бога. По учению отцов Церкви, речь может идти о сердечной молитве. Сифиты не теряли связь с Творцом. Всю свою энергию они направляли в эту сторону. Возможно, их жизнь была не так комфортна, как жизнь каинитов. Но у них не было внутренней пустоты, от которой страдали дети Каина, и они вполне удовлетворялись тем, что имели.

Это не означает, что мы должны забросить все блага цивилизации и вернуться в доисторическую эпоху. Это означает, что мы не должны делать на них главную ставку. Комфорт — вещь весьма привлекательная. Но в конечном счёте не он даёт человеку полное удовлетворение. Ведь его всегда мало. Ни Писание, ни христианская традиция не призывают нас отказываться от того, чем мы обладаем. Они призывают нас правильно расставлять акценты в своей деятельности. Вся наша жизнь должна вращаться вокруг имени Творца. То есть превратиться в непрестанный поиск Его воли. В стремление исполнить Его заповеди. Лишь так наше сердце в крадчайшие сроки найдёт мир и покой, и мы обнаружим, что для жизни нам достаточно и того, чем мы и так уже обладаем.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!