Книга пророка Исайи, Глава 5, стихи 16-25. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Книга пророка Исайи, Глава 5, стихи 16-25

Ис. V, 16-25 (прот. Павел Великанов)
Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Чтобы лучше понять, в какой ситуации был пророк Исаия, а отрывок из 5-й главы этого пророка сегодня и читается в храмах за богослужением, я бы предложил вспомнить фильм Юрия Быкова «Дурак». В своё время, среди общего благополучия, экономической стабильности и устойчивого развития Иудеи ходить по улицам и предупреждать о грядущем конце было так же странным, как и пытаться выселить жильцов из давно обжитых квартир — что и пытался делать главный герой фильма. Давайте послушаем слова пророка о грядущей судьбе его соотечественников.

Глава 5.

16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.

17 И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых.

18 Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех - как бы ремнями колесничными;

19 которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!"

20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким!

21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!

22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток,

23 которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!

24 За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева.

25 За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта.

Пророк Исаия действовал в VIII веке до Р.Х. в Иудее (Южном царстве). Во время его служения Иудея формально ещё была независимым государством, но находилась под возрастающим давлением со стороны Ассирийской империи. Народ переживал периоды экономического процветания и политической стабильности — при этом шёл рост социальной несправедливости: богатые земли скапливались у знати, народ подвергался эксплуатации, праведный суд подменялся подкупами.

Кажущаяся безнаказанность такого явного пренебрежения Божьим законом побуждала некоторых в состоянии опьянённости благоденствием говорить: ну, где там ваш Бог? Что же Он никак не реагирует на наши грехи? Где Его справедливость? А может, всё наоборот — то, что вы называете добром — зло, а зло — добро? Свет — тьма, а тьма — свет? И пророк Исаия грозно откликается на такие речи: горе вам — то есть — вы сами уже призвали беду на свою голову, и не только на свою, но и на весь народ! Эта беда придёт внезапно, со скоростью огня, пожирающего сухую солому: и остановить её будет невозможно.

Страшные картины предвидит пророк: горы трупов на улицах, разбросанные, словно помёт, — и даже это — ещё не конец. Такими грозными словами пророк пытается остановить господствующее безумие и вернуть людей к соблюдению закона Божия.

Ключевая мысль сегодняшнего чтения — вопрос невменяемости людей, сроднившихся с грехом. Как и в фильме «Дурак», люди не хотят расставаться с «пригретым местом», даже под угрозой быть похороненными под обломками аварийного здания, и не только ругают, но и избивают до смерти того, кто пытается их спасти, — так же и жители Иудеи не хотели прислушиваться к обличениям пророка.

Увы, но нередко и мы оказываемся в схожем состоянии невменяемости — особенно когда бываем чем-то очень сильно увлечены, очарованы, или, точнее — заморочены. Едва ли человек в состоянии совершить грех, когда он трезв, разумен, внутренне спокоен и не подвержен действию какой-то страсти. Но стоит его вывести из такого устойчивого, гармоничного состояния — подтолкнуть в определённом направлении — и от греха будет уже не удержаться. Вот почему так важно иметь в жизни определённые «точки опоры», которые ни при каких обстоятельствам не должны «шататься»: пусть их будет немного, но именно они способны в ситуации кризиса придать нам достаточную устойчивость и непоколебимость. Эти «опоры» могут быть разными: у кого-то — неопустительное еженедельное посещение храма, у другого — регулярная, без пропусков, молитва, у третьего — вдумчивое, ежедневное чтение Священного Писания и размышление над прочитанным. И других подобных «опор» достаточно много в укладе человека церковного — главное, чтобы их понимать, ценить и уметь использовать — особенно в ситуации, когда всё вокруг начинает ходить ходуном и прежние модели понимания наотрез отказываются работать!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!