Книга Бытия, Глава 3, стихи 21-24
Книга Бытия, Глава 4, стихи 1-7

Можно ли побороть охватившую тебя страсть и какие способы для этого существуют в христианской традиции? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й и 4-й глав книги Бытия, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
01 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
02 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
03 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
04 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
05 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
06 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
07 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
История, которую мы только что услышали, произошла сразу после грехопадения Адама и Евы. Мы узнаём, что Бог одевает людей в одежды кожаные. Как можно понимать эти слова? Кто-то их христианских толкователей предлагает понимать это буквально. Адам и Ева впервые в своей жизни оказались во враждебном мире. Они не знают, как им здесь выживать. А потому Бог собственноручно заботится о них. Он показывает людям, как они могут выжить в этих диких условиях. Кроме того, Господь даёт людям понять то, что такое смерть. Ведь чтобы сделать одежду из шкуры животного, его необходимо сначала умертвить. Из этого Адам и Ева узнают наглядно, какая участь в итоге ожидает их.
Однако есть ещё одна традиция толкования. Выражение «одежды кожаные» можно понимать не в буквальном, а скорее как фразеологический оборот. После грехопадения человеческая природа подверглась качественным изменениям. Адама и Еву поразила болезнь. Они стали смертны, в них начали действовать греховные страсти, их тела начали испытывать на себе разрушительное воздействие окружающей среды. Смертность, тленность, страстность — согласно христианскому богословию, это три главных следствия грехопадения, которые каждый из нас со времён прародителей может наблюдать в себе. Вот это и есть те кожаные одежды, в которые оделись первые люди. На языке Священного Писания это нередко называется словом «плоть». Это падший образ бытия. Склонность ко греху, которая передаётся по наследству.
И эпизод о Каине и Авеле — яркий тому пример. Каин мучается от зависти по отношению к своему брату. Бог принял жертву Авеля, но отверг его жертву. Древние предания говорят, что Каина раздирает не только эта страсть. Он чувствовал себя опозоренным перед родителями и своими сёстрами, которые были свидетелями его неудачи. О том, как сильны были его мучения, свидетельствует выражение «Каин сильно огорчился, и поникло лицо его». К чему это привело, мы знаем. Каин убивает Авеля. Вот и три последствия греха. Каин мучается от страсти, он наносит физический вред брату, тело которого не выдерживает ран и умирает. Тленность, смертность, страстность.
Однако в этом же отрывке есть и лучик надежды для всех нас. Бог видит, как страсти мучают Каина и говорит ему: грех «влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». То есть состояние человека не безнадёжно. Оказывается, можно господствовать над раздирающими тебя греховными страстями. Как дрессировщик укрощает дикого зверя, так и Каин имел силы смирить бушующие страсти. И Бог даже подсказывает ему как именно: «если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит». Доброделание — вот один из старых как мир, но на удивление действенных способов противостоять греху. Не случайно отцы Церкви учат: если тебя одолевает какая-то страсть, необходимо совершать противоположное ей действие.
А потому всё, что нам требуется, — быть внимательными к себе и постоянно наблюдать за тем, что происходит у нас в душе. Отслеживать те мысли и чувства, которые её посещают и при первых признаках страстной одержимости усиленно действовать вопреки ей. А для этого необходимо приучать себя на ежедневной основе исполнять евангельские заповеди. Если до прихода в мир Спасителя у людей была возможность противостоять греху, то что говорить о нас, людях, которые живут в новозаветные времена и могут рассчитывать на благодатную поддержку Христа Спасителя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов