Книга пророка Исайи, Глава 3, стихи 1-14

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда можно услышать, что люди во все времена были одинаковыми и наше время в нравственном отношении от прежних эпох не отличается. Якобы всегда находился тот, кто ругал своих современников и говорил, что наступили последние времена, но общество продолжало жить и развиваться. Но как обстоят дела в действительности? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
История этики, как и всякая история, в первую очередь призвана оперировать фактами. А факты таковы, что уже в древней Месопотамии и древнем Египте были периоды упадка, которые порой преодолевались, а порой означали закат той или иной культуры и цивилизации. И в античности, конечно, встречались авторы, говорившие о падении нравов и подчёркивавшие, что путь, по которому идёт общество, приведёт его к гибели.
В тексте, который мы сейчас услышали, пророк Исаия описывает глубочайший кризис ветхозаветной цивилизации. Причём кризис не просто нравственный, но затрагивающий все сферы общественной и бытовой жизни... Ведь если ты предал себя Богу, а потом предал самого Бога, с чем ты останешься? Что будет твоей опорой? Конечно, с человеческой стороны всё это выглядит как гнев Бога, Который забирает у иудеев жизненные ресурсы: посох, хлеб, воду, вождей и воинов, мудрых советников и людей искусных и даёт им отроков и детей в начальники... Однако всё не так просто, ведь на самом деле происходящее — результат жизни людей, который лишь попущен Богом. Ведь не Он заставляет людей угнетать друг друга, не Он вынуждает бороться всех против всех... Всё это делают сами люди. Но главное даже не в этом. Жестокое и хищническое отношение свойственно обществу со времён убийства Каином Авеля. Особенность же описываемой ситуации в том, что о своём грехе они рассказывают открыто и, как Содомляне, не скрывают его, навлекая на себя зло. Кажется, раз были народы, которые уже так делали, в чём же уникальность иудейской ситуации? Она, очевидно, в том, что иудеи заключили завет с Богом и похвалялись своими грехами, в глубине души точно зная, как они должны жить на самом деле.
Нравственные кризисы в истории человечества бывали разными, это факт. Но самый страшный кризис наступает тогда, когда против Бога и Его воли с пренебрежением восстают те, кто больше других призван её защищать. Тогда, во времена Исаии, перед лицом такой опасности оказались иудеи. Сегодня же нам, людям, крещённым во Имя Пресвятой Троицы, надо быть особенно внимательными. Ведь раз нам открыта Истина, на нас лежит особая ответственность за её сохранение и распространение в мире.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов