Книга пророка Исайи, Глава 2, стихи 11-21

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Современные люди настолько дорожат собственным статусом, что унижение человека, особенно унижение сильным слабого, воспринимается нами как нечто совершенно недопустимое и по самой сути неправильное. Но может ли Бог унижать человека? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем:
Помню в детском парке я стал свидетелем следующей истории. Мальчику очень хотелось прокатиться на аттракционе, однако пропускали на него только тех, кто был выше 140 сантиметров. Это условие не было прихотью контролёра, просто сама конструкция аттракциона была такова, что иначе крепления не гарантировали безопасности того, кто катался. Ребёнок был ниже на несколько сантиметров, он капризничал, требовал и предлагал родителям обмануть контролёра. В итоге попытавшись пройти и приподнимаясь на цыпочках, он был замечен. Ему предложили встать к шесту с отметкой и подтвердить свой рост. Вся эта ситуация была публичной, и он воспринял её как нечто очень унизительное. При том, что для всех взрослых было ясно, что унижать его никто не собирался, все просто заботились о его жизни.
Сегодняшний текст тоже, как кажется, начинается со слов об унижении, ведь русское слово «поникнут» в еврейском варианте буквально означает, что взгляд надменного человека станет ниже, понизится, в то время как Господь будет высок. Собственно, в разных и довольно близких выражениях эта мысль повторяется несколько раз, являясь сутью всего прочитанного отрывка. В день Господа Саваофа всё высокомерное и превознесённое человеческое будет унижено, а идолы исчезнут совсем. Судя по тексту, это массовое унижение всего гордого совершается Самим Господом, пришедшим сокрушить землю. И хотя гордость и надменность воспринимаются нами как грехи, когда всесильный Бог унижает людей, это может показаться чем-то несоразмерным. Как будто бы всесильный утверждается за счёт слабых людей. Однако на самом деле так может показаться только изнутри современного человекоцентричного мировоззрения. Библия смотрит на это иначе.
Человек — существо уникальное, так как совмещает в себе тварность и богообразность. Материальность указывает на его связь с землёй, из которой он взят, а дух на первообраз, подобия которого он призван достигнуть. Собственно, в этом пути от земного к небесному, человек существует, находясь в постоянном становлении. Из истории грехопадения мы знаем, что цели, к которой люди должны был прийти путём духовного роста, Адам и Ева попытались достичь через воровство и обман, они решили вознестись к божественному, не усвоив себе до конца человеческого. Стремясь стать богами, люди стали для себя идолами. И поэтому, когда настанет День Господень, о котором говорит Исайя, когда идолы исчезнут совсем, речь будет идти не только об идолах внешних, ведь куда более существенно уничтожение идолов духовных, идолов, которых мы создаём из самих себя.
Что же происходит с человеком, когда Он, возгордившийся и самоуверенный, вдруг переживает встречу с Богом? Ему открывается правда о себе самом, в то время как самообман разрушается. Потому ли что Бог желает его унизить? Конечно, нет. Просто самообман, приводящий, по сути, к самообожествлению, губителен и смертелен для человека. Разрушая наших идолов, Бог действует ради нас, возвращая нас на путь духовного роста от земного к небесному.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов