Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 22-40. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 22-40

Лк., 7 зач., II, 22-40 (о. Антоний Борисов)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Человечество на протяжении веков ищет лекарство от смерти. Напрасно. Сразу по двум причинам. Во-первых, смерть победить не удастся. А во-вторых, собственно, и незачем. Бесконечная жизнь, даже освобождённая от болезней, всё равно принесёт исключительно страдания. Об этом всякий раз думаешь, когда в день Сретения Господня слышишь на богослужении отрывок из 2-й главы Евангелия от Луки. Давайте вникнем в этот текст.

Глава 2.

22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, || принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,

24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,

28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

30 ибо видели очи мои спасение Твое,

31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,-

35 и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец.

36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

У прозвучавшего повествования сразу несколько основных героев. Это, конечно же, Богомладенец Иисус, Его Пречистая Матерь и старец Симеон. Давайте на личности последнего ненадолго остановимся. Согласно преданию, Симеон входил в число переводчиков, которым было поручено переложить еврейский текст Ветхого Завета на греческий язык. Молодому на тот момент Симеону досталась книга пророка Исайи, где говорится, что Дева зачнёт без мужского участия Спасителя и родит Его, оставшись чистой. Переводчик не поверил словам Писания и решил заменить слово «Дева» на выражение «молодая женщина», но был остановлен ангелом, сказавшим, что Симеон своими глазами увидит, как сбудется пророчество, в которое он не поверил.

Так, собственно, и произошло. Симеон прожил долгую жизнь. Не стоит думать, что она приносила старцу исключительно радость. Он переживал болезни, утрату друзей и близких. Гнёт прожитых лет давил на плечи праведника, ждавшего и когда исполнятся слова Исайи, и когда завершится его, Симеона, жизненный путь. И вот, наконец, старец под действием Духа Божия приходит в Иерусалимский храм и встречает там Деву Марию с Богомладенцем на руках. Происходит Сретение — то есть встреча: Симеона и Христа, а в их лицах и двух эпох. Ветхого и Нового заветов.

И что же мы видим? Исключительно взаимное доверие и огромную благодарность. Симеон, измученный невзгодами земной жизни, её болезнями и скорбями, видит во Христе исполнение цели своего бытия. В Спасителе старец находит также светлую надежду на то, что в этот мир возвращается благодать Божия. Этот мир будет наконец-то освящён и исцелён. Младенец Христос с доверием принимает объятия и благословение Симеона. Спаситель не отвергает Ветхий Завет, но как будто наполняет его жизнью, в лице Симеона благодарит за все дары и подвиги ветхозаветных праведников.

И в данном отношении мы можем делать не только богословские, но и нравственные выводы. Например, по поводу того, как должны выглядеть отношения между поколениями. Господь призывает нас к взаимному уважению и доверию. Старшее поколение, несомненно обладающее опытом жизни, должно им делиться, но его не навязывать. И, конечно, помнить, что рано или поздно придётся уйти. А потому имеющееся время стоит посвятить не тому, чтобы отталкивать, не пускать и не отпускать, а тому, чтобы учить, помогать, благословлять. От молодого поколения Господь ждёт уважения, вдохновения, нового видения и благодарности, но никак не презрения. Реализацию мечты о постройке нового мира не стоит начинать с разрушения мира старого. Хотя бы из уважения к его строителям. Пусть же в день Сретения Господь даст нам почувствовать настоящую мудрость, которая благословляет жизнь и не боится смерти.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!