Евангелие от Матфея, Глава 2, стихи 1-12
Люди празднуют Рождество Христово по-разному. Кто-то идёт в храм. Кто-то проводит весь день с родными. Кто-то посещает праздничные мероприятия или просто отдыхает от суеты рабочего времени. Одним словом, это праздник для всех. Все в большей или меньшей степени принимают в нём участие. Однако для того, чтобы войти в эту радость, необходимо выполнить одно условие. Именно на него нам указывает отрывок из 2-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Волхвы были не простыми кудесниками или волшебниками. Исследователи Нового Завета предполагают, что родом они были из территории Парфянского царства, в которое некогда входила Вавилония. На своей родине они состояли в гильдии учёных-мудрецов, которых и называли общим словом «волхвы», или как это звучит в греческом оригинале текста Евангелия, маги.
Более, чем за пять столетий до Рождества Христова еврейский народ провёл в Вавилонском плену около 70 лет. Некоторые из иудеев занимали при дворе вавилонского царя высокие должности. Одним из таких чиновников был пророк Даниил. Среди местных мудрецов он прославился своей способностью понимать и толковать сны и видения от Бога.
Предполагается, что Даниил имел огромное влияние на религиозную элиту Вавилона. У него были последователи, как из числа иудеев, так и из числа язычников. Когда он умер, а евреи вернулись в Палестину, эта пророческая традиция не угасла. Конечно, местные языческие верования оказали на неё больше влияние. Но учёные Вавилона хранили те предания, которые им передал Даниил. Среди них было предание о рождении Христа. Это известное пророчество о звезде, которое сегодня и цитируют волхвы Ироду.
В отличие от волхвов царь Ирод не был язычником. Он принадлежал к иудейской религии. По своему статусу он был её хранителем и опорой. А потому, когда к нему приходит богатый караван с востока и три влиятельных восточных сановника спрашивают, где родившийся Мессия, то есть новый царь Иудеи, Ирод внешне изображает радость. Ведь исполнились древние пророчества. Однако на душе у него скребут кошки. Ведь, как он себе это представляет, ему придётся отдать власть. Поэтому он и совершает подлость.
Вот такой парадокс духовной жизни. Язычники, имея лишь приблизительное представление о Боге, ищут его с чистым сердцем. Религиозный, и, казалось бы, укоренённый в традиции истинного богопочитания человек, вынашивает в своей душе коварные замыслы, интригует и стремиться даже убить Своего Творца.
Повод задуматься, что является необходимым условием истинного Богопочитания. Само Священное Писание неоднократно подчёркивает тот факт, что формальная, внешняя принадлежность к истинной религии, никогда и никого не спасла. Подлинная добродетельность и благочестие начинаются внутри человеческого сердца. А этим необходимо целенаправленно заниматься. Этому необходимо отдавать время, силы, внимание. Как некоторые отдают всё это занятиям в спортзале или в библиотеке, так и нам следует искать Истину и быть внимательными к своему внутреннему миру. Лишь такому человеку открывается Господь. И даже если человек пока ещё не пришёл в лоно Святой Церкви, удивительными путями Бог приводит его к Себе, как привёл некогда трёх мудрецов с Востока.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов