Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19

Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, над тем, всегда ли милость к людям жалким и несчастным — полезна для них?

Сегодня в храмах за богослужением читается отрывок из 17-й главы Евангелия от Луки — давайте послушаем его и попробуем ответить на обозначенный вопрос.

Глава 17.

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

История с исцелением десяти прокажённых и всего лишь одним вернувшимся поблагодарить кажется уж больно нарочитой. Однако это не так — и чтобы лучше понять, почему, я заглянул в книгу «Цитадель» Антуана де Сент-Экзюпери — где он описывает свой личный опыт и яркие впечатления от встречи в детстве с прокажённым. Отец Экзюпери не просто посчитал важным познакомить юного сына с таким феноменом обречённости — он сразу и вложил ряд мыслей, которые писатель донёс до нас. Вот что он пишет: «Со временем вошло в обычай навещать прокажённого каждый день, сострадать ему и через забор, отгородивший его от мира, перекидывать ему приношения. Он стал божком, ему служили, его украшали и одевали, кормили лучшими яствами. В праздник чествовали музыкой. И всё же он оставался нищим. Он нуждался во всех и не был нужен никому. Ему давали всё, но ему отдать было нечего... Мне показалось: взяв на себя его пропитание, мы ограбили его».

Мне кажется, здесь Экзюпери проговаривает очень глубокую мысль: иногда мы оказываем милость другому — не ради его пользы, а только ради самих себя — чтобы таким образом отгородиться, закрыться, не подпустить другого к себе: вот, на, держи — и теперь — исчезни! Привыкая к такому отношению, у обделённого судьбой атрофируется жизненно важная способность — без которой не то что никакого проблеска счастья не видать — вся жизнь неизбежно превращается в серое и безвкусное месиво: и это — способность отдавать.

Девять прокажённых именно поэтому и не вернулись: в каком-то смысле они стали безнадёжны, способны исключительно к потреблению чужой милости — будет ли это кусок хлеба или полное исцеление — разница невелика. Но тот, который вернулся — имел в себе — да, да, именно ту самую веру — которую и похвалил Иисус! Веру в то, что и он что-то — да может, веру в то, что он не готов и не хочет превращаться в мрачный колодец потребления, веру в то, что хотя бы одно доброе слово, идущее из глубины всё ещё живого сердца — но может быть адресовано другому.

Конечно, милость другому — бесконечно важна. Но и во время оказания её надо внимательно проверять себя, не хотим ли мы на самом деле просто побыстрее отделаться от того, что в нашем поле зрения появилось неприятного?..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!