Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 45-48. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 45-48

Лк., 98 зач., XIX, 45-48 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Как избавиться от гнева? Что делать с приступами злобы? Возможно ли вообще научиться контролировать свою ярость? Ответ на этот вопрос можно получить, размышляя над отрывком из 19-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 19.

45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,

46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.

47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,

48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

Эпизод изгнания торговцев из храма — яркое свидетельство того, что Спасителю были не чужды многие движения человеческой души. В частности, мы видим, что Христос испытывает гнев. О том, что Господь мог переживать эту эмоцию, красноречиво свидетельствуют и другие эпизоды Евангелия. Так, например, в Евангелии от Марка читаем: «воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их». Так Господь реагирует на фарисеев, которые упорствуют в своей духовной слепоте.

Это очень важный вероучительный момент. По учению Православной Церкви, гнев сам по себе — это естественное, то есть не греховное проявление человеческой природы. Это Богом данная сила, которая помогает нам реагировать на опасность, избегать её или справляться с ней. В нормальном духовном состоянии гнев направлен на грех и его источник. Он помогает нам оттолкнуть от себя лукавые помыслы, противостоять дурным желаниям. В ненормальном состоянии мы нередко теряем контроль над этой силой. Становимся ей одержимы. Направляем гнев на себя и на окружающих людей.

Христос был настоящим, полноценным человеком. А потому Его душа также имела это естественное чувство. Однако, в отличие от нас, во Христе не было греха. Другими словами, Его гневная сила находилась под полным контролем. Он знал, на что и когда разгневаться. Сам решал, когда дать волю эмоции, а когда придержать её.

Это касается не только гнева. На протяжении всего евангельского повествования Христос демонстрирует удивительное, предельное самообладание. Когда Его хватают слуги первосвященника и один из них бьёт Его по лицу, Спаситель не поддаётся эмоциям и в то же время не робеет. Он ровно и спокойно спрашивает: «объясни, за что ты Меня ударил, что плохого Я сделал». На суде у Пилата Он, напротив, молчит, хотя другой бы оправдывался на Его месте. На кресте Он не проклинает от боли мучителей, но искренне молится о них. Даже в самой тяжёлой ситуации Христос оказывается над ней. Поэтому пока Спаситель Сам не захотел, Его не могли схватить фарисеи и книжники. Мучение, распятие и смерть — это Его свободный выбор. Выбор ради цели, которую Он чётко видел перед Собой.

Почему это так важно для нас? Очень часто в тех ситуациях, когда нужно проявить гнев, мы его подавляем. Так, например, бывает в отношениях с человеком, от которого мы зависим. Нам страшно выразить своё мнение, страшно бывает сказать «нет». Поэтому мы колеблемся и прогибаемся. И чтобы как-то себя оправдать, мы называем это состояние высокими словами, например, такими, как «ответственность», «смирение» и «послушание». И наоборот. Где надо проявить кротость, мы проявляем агрессию. Так бывает с подчинёнными или детьми. Нам следует согласиться или промолчать, но мы яростно негодуем. А чтобы было легче вынести собственную неадекватность, называем это праведным гневом.

На самом же деле в обоих случаях мы просто обманываем себя. Мы просто себя не видим. В отличие от Спасителя, мы слишком вовлекаемся в свои спонтанные чувства. Словно сливаемся с ними. И тогда не мы ими управляем, а они нами. И всё, что нам остаётся, — это постоянно оправдывать себя. Люди смотрят на нас: вроде верующий, а быть рядом с ним не хочется. Налёт какой-то театральности ощущается в словах и делах. Чувствуется подвох.

Осознать этот диссонанс — большой шаг. Подлинная духовная жизнь начинается с того, что мы учимся наблюдать за собой и признаваться себе, что происходит у нас в душе. Признаваться с неумолимой, безжалостной честностью. Потому что лишь тогда, когда я вижу, что не принадлежу себе, что потерял себя в хаосе эмоций, что одержим ими, что не владею собой и своей жизнью, я начинаю испытывать острую глубинную потребность в Спасителе. От всего сердца я начинаю взывать к Нему, чтобы Он пришёл и пробудил мой дух, разбудил меня настоящего. Чтобы вера была искренняя, не театральная. И чтобы её глубина и сердечность отражалась во всех моих делах.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!