Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 34-41
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Легко заметить, что ни Христос, ни Его апостолы никогда не давали людям пошаговые инструкции относительно повседневного поведения человека. К примеру, они не говорили, во что необходимо одеваться, какую причёску надо носить, сколько раз делать поклоны во время молитвы, ничего подобного мы не найдём в Новом Завете, и этот факт даёт повод для критики Церкви со стороны различного рода протестантских сообществ, ведь в Церкви есть и свой Устав, и своя традиция поведения, всем известно, что церковная жизнь довольно строго регламентирована. Каким образом церковный подход соотносится с евангельским? Давайте послушаем звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 11-й главы Евангелия от Луки и постараемся найти в нём ответ на этот вопрос.
Только что прозвучавший отрывок Евангелия от Луки содержит в себе два эпизода: в первом из них мы услышали слова Христа о чистоте человеческого ока, а во втором Господь во время обеда в доме фарисея указал на практическое проявление той чистоты ока, о которой шла речь в первом эпизоде.
Для понимания этого евангельского отрывка нам необходимо в первую очередь должным образом понять его центральный термин — «чистота ока». Из контекста очевидно, что это словосочетание нельзя понимать в физическом смысле, то есть как указание на гигиену или же здоровье глаз, потому как ни гигиена, ни здоровье не оказывают неизбежное влияние на всё тело. Но такое влияние оказывает ум, и именно об этом в своё время написал преподобный Симеон Новый Богослов, его слова звучат так: «Что Он через это называет оком, как не ум, конечно, который никогда не будет чист, если не будет созерцать чистый свет? А чистый свет — это Христос. Итак, о том, кто всегда имеет Его свет, сияющий в разуме, говорится, что он имеет ум Христов (1 Кор 2:16)». Получается, что есть только два возможных пути: созерцание чистого света, то есть Христа, и обретение через это чистоты ума, а также противоположный путь — созерцание чего и кого угодно, кроме Христа, и это будет означать помрачение ума.
Великие праведники прошлого — праотцы и пророки — были устремлены ко Христу задолго до Его Пришествия, так, как это выразил Валаам в библейской книге Чисел: «Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля» (Числ. 24:17). Христом праотцы и пророки вдохновлялись, о Нём они думали, и Он — ещё не познанный — был пределом их желаний.
Увы, но у религиозных вождей Израиля времён земной жизни нашего Спасителя были совсем иные устремления, а потому-то их и обличал Христос. Они, увидев Христа, не смогли Его узнать. Все их многочисленные правила и предписания, которые должны были сохранять веру, оказались чем-то противоположным, ведь их источником был не чистый просвещённый Христом ум, а лишь человеческая мудрость, которую иудеи предпочли мудрости Христовой.
Наши христианские правила и традиции вдохновлены людьми, которые жили Христом, но если мы сами не уподобимся нашим предшественникам в вере, то и наши предписания рискуют стать мёртвой буквой, уводящей от Бога, а не приводящей к Нему. Дай Бог, чтобы мы об этом помнили, и чтобы стремились к чистоте ума, даруемой нашим Спасителем и Богом Господом Иисусом Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов