Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 1-3
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто среди верующих людей можно услышать, что у каждого человека в Церкви должно быть своё служение. Сама по себе эта мысль совершенно верная, но большинство верующих в своей деятелности не имеют и попросту не могут иметь прямого отношения ни к деятельности Церкви вообще, ни к каким-либо приходским служениям в частности. Как же им быть? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Люди, читавшие Священное Писание, могут помнить, что однажды, человека, который собрался быть Его учеником, Христос предупредил, что Он живёт жизнью странника, Которому негде головы приклонить. Думаю, речь идёт не о том, что Он никогда не ночевал в домах тех или иных людей, принявших проповедь... Просто вне Назарета, Его родного города, отдых и ночлег не были гарантированными. Спаситель шёл и проповедовал, благовествуя Евангелие Царствия Божия, в то время как о бытовой стороне Его жизни заботились другие люди. Вообще, из истории известно, что поддерживать проповедников считалось делом благочестивым и богоугодным. Но в том, кто и как помогал Спасителю и Его ученикам, было две особенности: Его и учеников поддерживали женщины и делали это не из простого благочестия или желания заслужить милость, но из благодарности, и это очень важно.
Для иудейского общества того времени активное участие женщины в социальной жизни и тем более в деятельности проповедника и учителя было делом немыслимым. Принимая в свою общину женщин и странствуя вместе с ними, Спаситель не боится осуждения и обличений. В глазах учеников Он восстанавливает их статус, приглашает их быть соработницами в Его деле. Для Него женщина такой же человек, как и мужчина. Она обладает своими дарами и может служить ими Богу.
Задумаемся только, что представляла собой жизнь тяжело больного или бесноватого человека в то время? Он фактически выпадал из общества и становился либо бессильным, либо изгоем, в зависимости от сути проблемы. Исцеляя и избавляя от бесовской зависимости женщин, которых упомянул Лука, Христос не просто возвращал им здоровье, Он возвращал им полноценную жизнь. В ответ на этот дар любви, они посвятили свои жизни Ему, используя для этого те возможности, которые у них были, то есть, как говорит евангелист, «служили Ему своим имением». Странствуя вместе со Христом, они были лишены возможности трудиться в обычном традиционном смысле слова: не могли вести домашнее хозяйство, обрабатывать землю или заниматься ручным трудом, чем обычно занимались в то время женщины. Однако у них были средства, которые они использовали для того, чтобы поддерживать Христа и апостолов, высвобождая их время и силы для проповеди.
Обращаясь к Священному Писанию, удивляясь великим чудесам Христа, вслушиваясь в Его слова, полные мудрости, мы нередко забываем о том незаметном труде, который всё это сопровождал. Да, Спаситель мог чудесным образом накормить несколько тысяч человек, но большую часть Своей жизни принимал помощь от тех, кто Его окружал, буквально был от неё зависим. Многие приходили ко Христу за помощью, многие обретали утешение в Его словах, но не многие понимали, что и Он со Своей стороны нуждался в помощи и поддержке. И надо сказать, что за две тысячи лет не изменилось ничего. Действуя в Своих учениках, пусть слабых и несовершенных, Христос и сегодня через Церковь возвращает смысл жизни тем, кто его потерял, исцеляя телесные и душевные болезни. Но стоит помнить, что так же, как две тысячи лет назад, эта деятельность невозможна без простой и часто незаметной помощи самых разных людей, которые готовы с благодарностью поддерживать дело Божее в мире.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов