Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 11-16
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Отвечая на вопрос, в какого Бога они верят, религиозные люди часто отвечают словами вероучительных книг: в разумного, любящего, справедливого... Но что насчёт жалости? Не слишком ли по-человечески воспринимать Бога как жалеющего? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 7-й главы Евангелия от Луки, который читается в сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
В старые времена на Руси вместо слова «любить» часто использовали «жалеть». Или говорили так: «Жалеет значит любит». В наши дни эта фраза многими отвергается как чуть ли ни унизительная. Начитавшись романов, насмотревшись романтических фильмов, мы считаем, что любовь — это страстное, глубокое чувство равноправных и независимых людей. А что такое жалость? Снисхождение к тому, кто слабее и как будто бы ниже. Пожалеть можно того, кто болен, обделён, унижен. Иногда гордые люди в трудных ситуациях даже бунтуют и буквально кричат: «Не надо меня жалеть»! Но что такое жалость на самом деле? Этимологически это слово родственно слову «жалить», «колоть». Тот, кто жалеет, оказывается ужален чужой болью, он чувствует её как свою и оказывается готов её разделить, он со-страдает, со-чувствует. И, конечно, способность пожалеть говорит о человеке кое-что очень важное, ведь он оказывается способен выбраться из такого знакомого нам всем эгоизма, из зацикленности на себе и увидеть другого, увидеть его как живую, чувствующую личность, а не просто как обслуживающий персонал, как фон или участника массовки.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим историю об Иисусе Христе, который воскрешает сына женщины из города Наин. Евангелист Лука уточняет, что это был единственный сын вдовы, то есть она оказывалась одна, без поддержки. Конечно, у неё могли быть родственники и друзья, но главной надеждой в старости был именно сын, которого женщина потеряла.
Увидев наинскую вдову, Спаситель сжалился над ней. Греческое слово, которое употребляет Лука, означает «быть тронутым, сострадать». Примечательно, что в Новом Завете оно употребляется только когда речь идёт о Христе или когда сам Христос иносказательно говорит о Боге в притчах. Например, отец блудного сына проявляется жалость к своему чаду или Царь проявляет жалость, когда прощает долг должнику. На самом деле, применительно к Богу это слово удивляет, потому что Бог всеведущий, Он не только всё знает о смерти, Он знает, что люди воскреснут и все печали будут побеждены. Более того, Сам Христос знал, что сын вдовы будет Им воскрешён.... И всё же, евангелист говорит именно о жалости, то есть подчёркивает, что Бог обладает тем, что, говоря о людях, мы называем эмпатией. Конечно, это слово не раскрывает тайну Божьего отношения к нам, но оно сообщает главное. Господь готов войти в нашу жизнь и разделить её с нами. Он не смотрит на наше состояние безучастно, но сострадает нам в нашей немощи, в тяготах нашей жизни. И если любить — это желать другому высшего блага, то жалеть — это учитывать состояние другого на пути к этому благу, видеть другого, слышать его, воспринимать его как живого и свободного. Христос не читает вдове лекций о смерти, но утешает её и воскрешает её сына. Задумавшись о жалости, мы понимаем, что в ней вообще нет ничего унижающего и даже есть нечто уравнивающее, ведь тот, кто жалеет, оказывается способен воспринять другого, как себя. Так в сегодняшнем евангельском чтении действует Христос и так призваны действовать мы по отношению к тем, кто нас окружает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов