Евангелие от Марка, Глава 4, стихи 1-9
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христос учил людей всякий раз, когда Ему предоставлялась такая возможность, иногда Он делал это в синагогах, иногда с возвышенностей, иной раз учил индивидуально, доводилось Ему и обращаться к собравшимся на берегу людям с лодки. Аудитория у Спасителя тоже была самой разной как количественно, так и качественно. Бывали и такие моменты в Христовом служении, когда можно было бы порадоваться: множество людей, все предельно внимательны, все благодарны и все испытывают если и не любовь, то, как минимум, глубокую симпатию к Спасителю. Однако мы не найдём в Евангелии свидетельств того, что Христа радовала Его популярность, найдём же нечто иное: Его ответом на популярность зачастую были те слова, которые своей целью имели уничтожение всякого романтического флёра и ажиотажа. Именно так Спаситель поступил и в той ситуации, которую описывает 4-я глава Евангелия от Марка, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Конечно, только что услышанная нами притча о сеятеле имеет не связанный с обстоятельствами её произнесения смысл. Однако если мы всё же обратим внимание на ситуацию, в которой она прозвучала, то увидим нечто крайне для нас полезное.
Спаситель сел в лодку ради поучения народа вовсе не потому, что Ему хотелось быть в лодке, Ему попросту не было места на берегу из-за теснящего Его народа. Людей было очень много, и все они жаждали услышать слова Спасителя. Здесь апостол и евангелист Марк ничего не написал про исцеления страждущих, и сказано лишь об учении: «учил их притчами много». Однако из всего множества возможных для поучения тем Христос выбрал вовсе не ту, которую можно было бы от Него ожидать, Он не стал затрагивать вопросы нравственности, не стал говорить о Боге, Он сказал о том, что Его слова не сможет воспринять абсолютное большинство Его слушателей.
Сеятель, которого Спаситель упомянул в Своей притче, бесконечно далёк от скупости, он сеет широко и обильно, он не смущается, если зерно падает не в плодородную землю, а на дорогу, на камни или же в сорняки. Сложно, конечно, представить такого сеятеля не в рамках притчи, а в обычной жизни, но тот сеятель, о котором сказал Спаситель, именно таков. И мы знаем, что здесь под сеятелем Господь подразумевал Самого Себя: Он — Тот, Кто сеет без скупости, сеет через слово, через различные жизненные обстоятельства, с которыми приходится сталкиваться человеку, через саму окружающую нас природу. Евангельское семя — повсюду, его можно встретить в самых неожиданных местах, но при этом оно далеко не всегда даёт всходы. Причина, конечно же, не в дефективности семян, а в том, что не всякая почва подходит для возрастания евангельского плода. Более того, вероятность попадания семени в непригодную почву значительно выше, чем вероятность благоприятного исхода. Но человек, конечно же, это не просто некая почва с заранее заданными свойствами, человек изменчив, а потому всегда есть надежда, что евангельское семя принесёт свой благой плод.
Притча о сеятеле призывает нас задуматься: а мы — это какая почва? Как мы воспримаем евангельское семя? И что мы можем сделать для того, чтобы семя принесло свой плод в наших сердцах? Это те вопросы, о которых христианам не стоит забывать, ведь даже если мы сегодня с радостью откликаемся на голос нашего Спасителя, то завтра, если мы будет недостаточно внимательны к себе, ситуация может измениться, могут, к примеру, взойти сорняки житейских забот и погубить евангельское семя, или же прилететь птицы неверия, и лишить нас веры в истинность Христовых слов. Пусть же Всемилостивый Господь убережёт нас от этих искушений, и сделает наши сердца благодатной и благодарной почвой для спасительных семян евангельской истины!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов