Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 10-23. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 10-23

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Современный человек привык к кратким и понятным текстам, в которых мало образов и много конкретики. Открывая Священное Писание, мы сталкиваемся с большим количеством притч, которые нам бывает не просто понять. В связи с этим возникает закономерный вопрос, почему многие вещи Христос говорит иносказательно, почему не обращается к людям с чёткими требованиями и инструкциями. Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы Евангелия от Матфея, который читается в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 13.

10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,

12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;

13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите,

15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,

17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:

19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.

20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;

21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Сегодняшний отрывок начинается с удивительного диалога, из которого может показаться, что апостолы справедливее Спасителя. Звучит это так, как будто бы они смущены тем, что к людям, которые за Ним идут, Христос обращает менее понятные слова, чем к ним самим. Они прямо спрашивают Учителя: «Для чего притчами говоришь им»? Подразумевая, что в притче содержится лишь намёк и нет прямого указания, что и как нужно понимать. Эта неоднозначность слов притчи, которые ещё нужно правильно интерпретировать и применить к себе, даёт человеку возможность сделать вид, что намёка он не расслышал и всё, что сказано, сказано не про него. Учитывая, что от христианских проповедников мы постоянно слышим о равенстве всех людей перед Богом, после такого вопроса, мы ожидаем, что Христос скажет что-то вроде: «Вы Меня не так поняли. Конечно, я всем и всё рассказываю одинаково, потому что Моя цель спасти как можно больше людей». Однако ничего подобного мы от Христа не слышим. Напротив, мы слышим слова, которые кажутся нам ещё более несправедливыми. Апостолам дано знать тайны Царства Божьего, а прочим не дано, и они слышат только притчи, в которых надо разбираться. Тому, у кого есть, дано будет, а у того, у кого нет, отнимется и то, что имеет.

И всё же мы, если доверяем Христу, должны не просто назвать Его слова несправедливыми, но задуматься почему, Он всё это говорит. Задумавшись же, мы поймём, что справедливость обычно предполагает учёт множества обстоятельств. Например, если ты всем нечто раздаёшь, справедливым будет спросить согласия тех, кто к кому ты будешь обращаться. Потому что, вручая людям нечто насильно, справедливым не будешь.

Итак, почему же Христос обращается к народу через притчи? Потому ли, что Он хочет запутать людей, которые Его окружают? Или потому, что Он не хочет навязывать благой вести тем, кто не очень готов её воспринимать? Из всего, что говорит Спаситель, ясно, что дело в той педагогической стратегии, которую Он выбирает. Он не желает прямых нравоучений и тем более уговоров, но приглашает нас к тому, чтобы мы задумались о своих отношениях с Творцом. И только тогда, когда люди говорят, что хотят быть с Ним, Он открывает им тайны Царствия Божьего.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!