Евангелие от Матфея, Глава 7, стихи 24-29
Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 1-4
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В прежние времена большая часть знаний человека соответствовала его опыту, от чего сами знания носили зачастую практический характер. В наши дни, напротив, объём наших теоретических знаний так велик, что кажется просто несопоставимым с опытом. Мы привыкли обладать информацией и часто не спешим проверять её на опыте. Среди прочих знаний у нас есть знания религиозные. Но задумывались ли мы, какой характер носят они? И какой должны носить? Теоретический или опытный? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 7-й и 8-й глав Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
01 Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа.
02 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
03 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
04 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
С чего начинается знакомство с христианством для большинства из нас? Кто-нибудь скажет, что с чего-то мистического или духовного, с опыта встречи с Богом, с переживания чуда. С кем-то, конечно, случается и такое, но всё же в жизни подавляющего большинства из нас всё проще. Мы узнаём о христианстве совершенно случайно, практически в фоновом режиме: на улицах видим храмы, по телевидению или в интернете встречаем религиозные сюжеты, элементарные вероучительные истины узнаём от верующих родственников и друзей. За две тысячи лет христианство глубоко проникло в наш быт и культуру, но вошло ли оно в наше сердце?
Обращаясь к иудеям, Христос указывает на два пути восприятия Его слов: есть те, кто слушают его слова, но не исполняют на практике, другие же не только слушают, но и живут ими, поступая так, как Он повелел. Разница между этими путями не только формальная, но вполне реальная, потому что они приводят к совершенно разным результатам. Те, кто не только слушает слова Христа, но и живёт в соответствие с ними, находят в них твёрдую почву, отчего их мировоззрение и само здание их жизни оказываются прочными и не повреждаются испытаниями. Для других, напротив, слова «вера», «заповедь», «грех», «праведность» — знакомы, но никакой роли в их жизни они не играют, почему, когда приходят испытания, их внутренний мир рушится.
Судя по социальным опросам, большинство людей, которые живут вокруг нас, верят в Бога, но не практикуют жизни по вере. Если поговорить с ними всерьёз, после всех формальных отговорок об отсутствии времени и чём-нибудь подобном, выясняется, что они не ходят в храм, потому что не понимают какой в этом толк... В известном смысле они попадают в замкнутый круг, потому что, бывая в церкви крайне редко, от случая к случаю, они ничего от этих посещений не получают, и, не получая, не знают, для чего ходить чаще. Подобная логика понятна, но в случае с верой она совершенно ошибочна. От того, что человек раз в год занимается спортом или изучением иностранного языка, эффекта не будет, но он будет и будет значительным, если не просто нечто знать о спорте или языке, а заняться ими на практике. Подобным образом устроена и религиозная жизнь. Если не только слушать слова Христа, но и стараться исполнять их на практике, они станут реальным опытом и твёрдой опорой в жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов