Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 16-22
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Общеизвестно, что христиане призваны любить всех людей. Конечно, это в некотором смысле идеал, о котором многим из нас даже думать трудно, но всё же это так и мы действительно к этому призваны, нравится это кому-то или нет. Но означает ли заповедь о любви необходимость быть наивными и действовать со всеми и во всех случаях одинаково? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Среди евангельских призывов любить и быть жертвенными, слова, которые мы услышали сегодня, звучат довольно странно, ведь Спаситель призывает нас остерегаться людей и быть начеку. Для многих подобное поведение может показаться несовместимым с любовью. Разве мы можем себе представить влюблённого жениха, который остерегается невесты, мать, которая остерегается своего ребёнка, или друзей, которые остерегаются друг друга? Это кажется чем-то невероятным. Впрочем, если задуматься, буквально сто лет назад подобные истории можно было увидеть повсеместно. Люди, разделившись на красных и белых, разрывали все связи, что родственные, что дружеские, — воевали и враждовали мужья и жёны, родители и дети. И всем было понятно, что значит остерегайтесь людей, ибо они будут отдавать вас в судилища. Впрочем, есть между временем гражданской войны и временами, о которых говорит Спаситель, существенная разница. В революцию обе стороны были настроены враждебно, и каждый пытался победить того, кого считал врагом. Но Христос, посылая учеников на проповедь, посылает их как овец среди волков, потому что они должны были обратить людей не силой, страхом или принуждением, но более глубоким взглядом на мир и жизнью в любви.
Интересно, что греческое слово, которое переведено как «остерегайтесь», может быть переведено также как «будьте внимательны». То есть речь идёт не столько о боязни и страхе, сколько о том, чтобы относиться внимательно к состоянию и мировоззрению тех, кто тебя окружает. Только не для того, чтобы получить от людей выгоду, а для того, чтобы поделиться с ними верой.
Здесь, конечно, может возникнуть вопрос: как делиться чем бы то ни было с тем, кто заранее против тебя настроен? Но в этом и есть смысл внимательного отношения. Нужно быть мудрым, как змея, то есть знать, что, кому и как говорить... и быть нравственно чистым, беззлобным, как голубь, то есть со своей стороны не быть агрессивным, не превозноситься, не искать выгоды. Нужно понимать состояние человека и говорить с ним, осознавая его настрой. Даже в самых сложных ситуациях, например, в таких, как гонение за веру, христианин должен помнить, что послан в мир для свидетельства о Христе. В том числе свидетельства перед неверующими и язычниками.
Сегодня мы, как когда-то апостолы, живём в мире, который воспринимает нас в штыки. Он готов говорить о христианской культуре, готов гордиться христианским прошлым... Но поставить Христа и Его проповедь в центр собственной жизни не готов совсем. И нам важно не воспринимать его зеркально, не отвечать злобой и осуждением, но жить Христом и Его правдой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов