Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 51-59
Дорогие радиослушатели, Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Уже две тысячи Церковь проповедует радостную весть о воскресении Христа и вместе с тем две тысячи лет люди продолжают умирать. Налицо противоречие, мимо которого, как кажется, невозможно пройти. Но как же христиане его объясняют? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 8-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
В пасхальные дни довольно много говорится о победе Христа над смертью и о том, что благодаря Его воскресению смерть перестала быть на земле всесильной. При этом люди не только умирают сейчас, они продолжили умирать сразу после Пасхи. Праведные и грешные, умирающие своей смертью или смертью насильственной — христиан окружали люди, которым их слова могли показаться в лучшем случае фантазией, а в худшем издёвкой, ведь все они продолжали умирать. Казалось бы, если это выдумка или издёвка, это должно закончится там же и тогда же, где и когда началось, ведь это не имеет никакого отношения к реальному опыту. Однако вместо того, чтобы закончиться на апостолах, христианство было принято Римской империей и впоследствии распространилось по всему миру.
Означать это может только одно: говоря о победе над смертью, христиане с самого начала не имели в виду прекращение смерти здесь и сейчас. Судя по всему, этого же не имел в виду и Христос, когда проповедовал иудеям, которые стремились всё понимать буквально... Впрочем, и небуквальный смысл, который звучал в словах Спасителя, был настолько для них невозможен и неприемлем, что в итоге они попытались его убить.
Итак, если буквальный человеческий смысл казался им похвальбой и выдумкой, то, что же Спаситель мог иметь в виду?
Иудеи знали, что смерть стала следствием нарушения заповеди Божией ещё в раю. В день, в который человек вкусил плод с древа познания добра и зла, — он отлучил себя от Бога и заболел смертностью, а через годы умер физически. Соответственно, если Христос говорит: кто соблюдёт слово Моё, тот не увидит смерти вовек, кем Он себя считает? Заметим, Он подчеркнуто говорит именно о Своём слове, исполнение которого исцеляет смерть как проблему, то есть примиряет человека с Богом, возвращает творение и Творца к райскому единству, в котором смерти ещё не было.
Понимая это, иудеи спрашивают Христа, кем Он себя считает, ведь умер даже Авраам — отец верующих... Но для Спасителя всё очевидно: Он Тот, Кто был с Авраамом, и Тот, Чей приход Авраам хотел бы увидеть. Он не просто существует или существовал... Он есть в прошлом, настоящем и будущем, потому что Он — Сам источник существования всего остального.
Слушающие Его всё поняли: Он делает себя равным Богу, за что Его полагалось побить камнями как кощунствующего. Но Он прошёл между ними и удалился, потому что ещё не наступило Его время.
Итак, две тысячи лет нас не смущает тот факт, что, доверившись Христу, мы продолжаем умирать, ведь связь с Ним помогает нам преодолеть духовную смерть и восстановить общение с Богом, Который в Конце времён уничтожит и смерть физическую.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов