Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 56-69
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианство имеет понятное любому человеку нравственное учение, которое при необходимости может быть выражено в предельно краткой форме, так, как это было сделано, к примеру, в 15-й главе книги Деяний святых апостолов, которая рекомендовала бывшим язычникам лишь «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:29). Однако выраженное в форме запретов нравственное учение — это лишь своего рода база для дальнейшего восхождения к Богу, и когда Евангелие говорит о таковом восхождении, то в этом разговоре мы уже не услышим каких-либо упоминаний достойных или же недостойных христианина действий, говоря о сердцевине восхождения к Богу, Евангелие говорит нам о Христе. Именно так и построена одна из самых непростых евангельских глав — 6-я глава Евангелия от Иоанна, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Понятно, когда Бог требует от нас, чтобы мы не воровали, чтобы мы не убивали, чтобы не завидовали, чтобы хранили супружескую верность, и чтобы с почтением относились к родителям. Эти и многие иные библейские предписания описывают то, что в богословской науке принято называть естественной нравственностью, то есть вложенным в нас Богом при сотворении нравственным законом, который имеет тенденцию помрачаться вследствие грехов. Тем не менее, человек осознаёт необходимость приличного поведения, и зачастую нам кажется, что такого поведения должно быть вполне достаточно для благополучной вечной жизни, эту мысль можно выразить так: «Хорошо себя ведёшь — получаешь в качестве награды благую вечность, да и в жизни временной тоже обходишься без особых невзгод и страданий».
Однако есть в этой схеме одна серьёзная проблема: после грехопадения Адама и Евы человеческое естество поражено грехом, и мы при всём своём желании не способны жить не согрешая, точно так же, как имеющий врождённую патологию нижних конечностей человек, как бы он того ни хотел, не способен ходить не прихрамывая. По этой причине нам необходимо нечто большее, чем библейские предписания о правильной жизни, нам необходимо уврачевать наше естество так, чтобы стало возможно исполнить заповеди, и, что особенно важно, появилась возможность войти туда, куда не может войти ничто нечистое и скверное — в Царство Небесное.
И Бог даровал нам путь исцеления нашего естества. Об этом пути мы услышали в только что прозвучавшем евангельском отрывке, и состоит этот путь во вкушении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Приобщаясь Его Телу и Крови, мы, как о том сказал Сам Спаситель, пребываем в Нём, и Он в нас, соответственно, наши мысли, слова и поступки перестают нести печать обусловленности поражённой грехом природы, они становятся свободными, и мы получаем возможность пожинать плоды этой свободы — жизнь праведную и святую.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов