Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 48-54
Какие условия необходимо выполнить для того, чтобы церковные таинства и обряды принесли максимальную пользу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
В только что прозвучавшем отрывке Господь даёт Своим ученикам одну из самых необычных заповедей. Христос призывает их есть Его плоть и пить Его кровь. Более того, чтобы подчеркнуть обязательность и необходимость исполнения этой заповеди, Спаситель очень категорично добавляет: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Как же понимать этот странный призыв Христа?
Для начала важно вспомнить, что Господь очень любил говорить притчами и образами. А потому в этой заповеди, безусловно, присутствует символический уровень смысла. Вкушение плоти и крови Богочеловека символизирует то, что любой последователь Спасителя призван впитать в себя образ Его мыслей, действий и чувств. Как говорит апостол Павел, а вслед за ним и вся православная аскетическая традиция, стяжать ум Христов, обрести в себе те же чувствования, что и во Христе Иисусе, сделаться сотелесником Спасителю. Неизбежно это связано с тем, что мы кардинально меняем свой образ жизни. Мы не живём, как раньше. Мы словно умираем для старого, чтобы воскреснуть для нового. А потому и говорит Господь, что только вкушая Его плоть и кровь, можно наследовать жизнь вечную.
Похожее символическое значение имеют слова Христа, адресованные апостолам Иоанну и Иакову, которые просят Его дать им высокие должности в царстве Мессии. На это Господь отвечает: единственное, что Он может им обещать, так это то, что они будут пить из той чаши, из которой будет пить Он Сам. Другими словами, они разделят участь Своего Учителя и пройдут тем же путем страданий к славе и воскресению.
Однако в православной богословской традиции эти слова Христа о плоти и крови понимали не только в символическом ключе, но и буквально. Отцы Восточной Церкви утверждают, что Господь говорит прямо о Своём теле и о Своей крови. Именно их под видом хлеба и вина Его ученики до сих пор вкушают в Таинстве евхаристии или, как его ещё называют, Таинстве причастия. Таким образом, причащаясь, верующие реально, физически соединяются со Христом. Становятся в прямом смысле Его сотелесниками, частью Его Преображённого Тела. Вступают в ту полноту жизни и бытия, которые есть в Боге. Кроме того, причащаясь, мы становимся родными друг другу, братьями и сёстрами и полноценными наследниками жизни вечной.
Слова Христа о вкушении плоти и крови потрясли слушателей. Из дальнейшего повествования мы узнаем, что даже многие из его учеников смутились от этих слов, отошли от Спасителя и больше за Ним не ходили. Подобная реакция свидетельствует, что Господь вкладывал в Свои слова не только символический, но и буквальный смысл.
В своей духовной жизни нам важно учитывать оба смысла. Ведь они прекрасно дополняют друг друга. Не стоит ограничивать свою церковную жизнь лишь участием в Причастии и других таинствах и обрядах. Помимо этого, мы призваны учиться подражать Христу во всех своих делах. Вкушать Его плоть и кровь и пить Его чашу в самом широком смысле. Нам необходимо приобретать этот навык каждый день, в любой ситуации, при встрече с любым человеком останавливаться и спрашивать: «Господи, а что в этой ситуации сделал бы Ты, а как бы Ты среагировал на слова и поступки этого человека? Подскажи, направь, помоги быть исполнителем не моей, но Твоей воли, каким бы тяжелым не был для меня этот путь». Лишь в этом случае участие в таинствах пойдут нам на пользу. И уже здесь, в этой жизни, мы станем участниками жизни вечной и светлого воскресения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов