Книга Притчей Соломоновых, Глава 23, стихи 15-35, Глава 24, стихи 1-5. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 23, стихи 15-35

Книга Притчей Соломоновых, Глава 24, стихи 1-5

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

С точки зрения Священного Писания высшее благо человека состоит в хранении чистой совести, ведь именно чистая совесть даёт человеку возможность приблизиться к Богу, научиться слышать Его и пребывать у Него в послушании. Писание не скупится на рассказы о том, каким образом человек может сохранить свою совесть в чистоте. Размышления на эту тему есть и в том отрывке из 23-й и 24-й глав книги Притчей Соломона, который сегодня звучит в православных храмах во время великопостного богослужения.

Глава 23.

15 Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце;

16 и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое.

17 Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем;

18 потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.

19 Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.

20 Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом:

21 потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.

22 Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.

23 Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.

24 Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.

25 Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.

26 Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,

27 потому что блудница - глубокая пропасть, и чужая жена - тесный колодезь;

28 она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.

29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?

30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.

31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:

32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;

33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,

34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.

35 [И скажешь:] "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же".

Глава 24.

01 Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,

02 потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

03 Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,

04 и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.

05 Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.

Человек, лишившись блаженного райского пребывания с Богом, всеми силами пытается найти для себя такую опору, которая была бы подобна с точки зрения крепости и надёжности нашему Творцу. Мы ищем нечто такое, что обезопасит нашу жизнь, даст нам уверенность, придаст силу. Кажется, что всё это нам могут дать деньги, ведь именно с ними приходит в нашу жизнь материальная устойчивость, с деньгами жизнь становится приятнее, симпатичнее и вкуснее, деньги даже могут заменить Бога, потому как они дают ту стабильность бытия и уверенность в завтрашнем дне, которую Бог, как кажется, лишь обещает.

Так думали, думают и будут думать очень многие люди. Отсюда и берёт своё начало греховная зависть к тем, кто сумел аккумулировать в своих руках значительные материальные ресурсы. Об этой зависти упоминает книга Притчей. Впрочем, книга Притчей не говорит, что материальное — плохо само по себе, нет, материальное, будучи создано Богом, «хорошо весьма» (см. Быт. 1:31). Плохо не материальное, плохо наше к нему отношение и предпочтение его Богу. Плохо, когда человек идёт на нравственные преступления ради обладания материальным. Книга Притчей призывает нас «направлять сердце на прямой путь» (Притч. 23:19), то есть не позволять себе желать того, что противно воле Божией.

Сделать это можно только при условии предельного внимания к любому движению души, ну а такое внимание возможно лишь тогда, когда человек ведёт сосредоточенную жизнь, не позволяя быть своему разуму чем-либо помрачённым. Именно по этой причине после ранее процитированных слов книга Притчей переходит к описанию греха пьянства, который бывает причиной бесчисленного количества грехов и преступлений. Для нравственно чуткого человека очевидно, что необходимо не только всеми силами избегать какого-либо помрачения ума, ум нужно воспитывать молитвой и Священным Писанием, так, чтобы он всегда пребывал в установленных для него Богом пределах, и если получится это сделать, то мы ясно увидим: только Бог для человека может быть истинной надеждой, опорой и самой жизнью, а это означает, что нет никакого смысла искать всё это где-то, кроме Бога.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!