Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 23-31

23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

24 Надменный злодей - кощунник имя ему - действует в пылу гордости.

25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;

26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

27 Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

31 Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 22, стихи 1-4

01 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

02 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.

03 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.

04 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Великий пост — это не только время аскетического подвига и предвосхищения Христова Воскресения, это ещё и возможность вспомнить о тех базовых нравственных истинах, о которых мы склонны забывать в круговерти житейских забот. Вспомнить о нормах поведения нам помогают отрывки из книги Притчей Соломона, которые звучат в эти дни во время великопостного богослужения в православных храмах. Сегодня в храмах читается отрывок из 21-й и 22-й глав этой библейской книги, давайте послушаем его.

Глава 21.

23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

24 Надменный злодей - кощунник имя ему - действует в пылу гордости.

25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;

26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

27 Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

31 Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа.

Глава 22.

01 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

02 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.

03 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.

04 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

В только что прозвучавшем отрывке книги Притчей Соломона речь шла о самых простых вещах, о которых мы все знаем с самого детства. Так, всем нам известно, что лениться — нехорошо, что врать — недостойно и скверно, что честное имя лучше любых материальных приобретений, знаем мы и что все люди равны между собой, ведь каждого из нас создал Бог, а потому превозношение над кем бы то ни было — хула на Бога и отрицание Его власти над миром. Может показаться, что повторение этих «избитых» истин не имеет никакого смысла, однако Церковь считает иначе, и для такого мнения у неё есть масса оснований.

В первую очередь за этим стоит попытка Церкви подтолкнуть нас в эти великопостные дни задуматься о самих себе через очень простые вопросы. К примеру, через тот вопрос, который вытекает из первой строчки прозвучавшего сегодня отрывка и который можно сформулировать так: «Действительно ли я думаю, что говорю? Всякое ли моё слово обдумано, взвешено и полезно?» Книга Притчей, сказавшая, что тот, «кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою», не одинока в своём стремлении указать нам на важность предельно внимательного отношения к произносимым словам, то же самое, как мы помним, делал и Христос Спаситель, Евангелие от Матфея сохранило такое Его высказывание: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:39). Несмотря на то, что эти фразы Священного Писания были произнесены в совершенно различные эпохи по неодинаковым поводам, легко заметить их удивительное сходство, которое указывает на существование некоего духовного закона, требующего предельного внимания к нашим словам.

Впрочем, некоторые авторитетные толкователи смягчали категоричность Священного Писания и говорили, что под хранением уст и языка, которое подразумевает минимизацию праздных слов, стоит понимать воздержание от произнесения лжи, клеветы и всякого рода непристойностей, в том числе и таких, которые кажутся окружающим смешными. Одним из тех, кто таким образом понимал эти слова Писания, был святитель Иоанн Златоуст, человек, который за свою жизнь сказал немало, но каждое его слово было взвешенным, имеющим цель и пронизанным благоговейным отношением к Богу и Его воле.

Дай Бог, чтобы и каждое произносимое нами слово можно было описать в таких же выражениях!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Великий пост — это не только время аскетического подвига и предвосхищения Христова Воскресения, это ещё и возможность вспомнить о тех базовых нравственных истинах, о которых мы склонны забывать в круговерти житейских забот. Вспомнить о нормах поведения нам помогают отрывки из книги Притчей Соломона, которые звучат в эти дни во время великопостного богослужения в православных храмах. Сегодня в храмах читается отрывок из 21-й и 22-й глав этой библейской книги, давайте послушаем его.

Глава 21.

23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

24 Надменный злодей - кощунник имя ему - действует в пылу гордости.

25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;

26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

27 Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

31 Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа.

Глава 22.

01 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

02 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.

03 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.

04 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

В только что прозвучавшем отрывке книги Притчей Соломона речь шла о самых простых вещах, о которых мы все знаем с самого детства. Так, всем нам известно, что лениться — нехорошо, что врать — недостойно и скверно, что честное имя лучше любых материальных приобретений, знаем мы и что все люди равны между собой, ведь каждого из нас создал Бог, а потому превозношение над кем бы то ни было — хула на Бога и отрицание Его власти над миром. Может показаться, что повторение этих «избитых» истин не имеет никакого смысла, однако Церковь считает иначе, и для такого мнения у неё есть масса оснований.

В первую очередь за этим стоит попытка Церкви подтолкнуть нас в эти великопостные дни задуматься о самих себе через очень простые вопросы. К примеру, через тот вопрос, который вытекает из первой строчки прозвучавшего сегодня отрывка и который можно сформулировать так: «Действительно ли я думаю, что говорю? Всякое ли моё слово обдумано, взвешено и полезно?» Книга Притчей, сказавшая, что тот, «кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою», не одинока в своём стремлении указать нам на важность предельно внимательного отношения к произносимым словам, то же самое, как мы помним, делал и Христос Спаситель, Евангелие от Матфея сохранило такое Его высказывание: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:39). Несмотря на то, что эти фразы Священного Писания были произнесены в совершенно различные эпохи по неодинаковым поводам, легко заметить их удивительное сходство, которое указывает на существование некоего духовного закона, требующего предельного внимания к нашим словам.

Впрочем, некоторые авторитетные толкователи смягчали категоричность Священного Писания и говорили, что под хранением уст и языка, которое подразумевает минимизацию праздных слов, стоит понимать воздержание от произнесения лжи, клеветы и всякого рода непристойностей, в том числе и таких, которые кажутся окружающим смешными. Одним из тех, кто таким образом понимал эти слова Писания, был святитель Иоанн Златоуст, человек, который за свою жизнь сказал немало, но каждое его слово было взвешенным, имеющим цель и пронизанным благоговейным отношением к Богу и Его воле.

Дай Бог, чтобы и каждое произносимое нами слово можно было описать в таких же выражениях!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Наша повседневная жизнь буквально пропитана страхами. Страх за свою жизнь и жизнь близких людей. Страх потерять здоровье,…

18.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, в чём разница между любознательностью — и любопытством? Отрывок…

17.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Голос. Лицо. Речь. Как, никаких аналогий не возникает? Что там…

16.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Признаюсь: я очень люблю увлечённых людей. Более того: самой главной…

15.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Вот и начался вовсю дачный сезон — и мои дорогие огородники хорошо…

14.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно…

13.05.2024

This website uses cookies.