Книга пророка Исайи, Глава 45, стихи 11-17. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Исайи, Глава 45, стихи 11-17

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Задумывались ли вы, дорогие друзья, почему Бог — вовсе не очевиден? Ведь многие важные, значимые вещи в жизни — совершенно просты и очевидны: но зачем же Бог скрывает Своё присутствие от человека?

В отрывке из 45-й главы книги пророка Исайи, который читается сегодня в храмах во время великопостного богослужения, нам даются важные «вводные», чтобы ответить на этот вопрос.

Глава 45.

11 Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?

12 Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.

13 Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф.

14 Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога.

15 Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.

16 Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.

17 Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.

В только что прозвучавшем отрывке пророк Исаиа называет Бога — «Сокровенным», «Богом Израиля», «Спасителем». Этому утверждению предпосылается история — пророческая — о том, как некогда великие и могущественные народы Египта, Эфиопии и других земель придут в Иудею и признают господство Бога Израиля.

Но если внимательно вдуматься в вышеизложенное, получается нечто очень странное. С одной стороны — утверждение о «сокрытости», неочевидности бытия Божия даже для самих же иудеев. С другой — полный триумф победы именно этого, «сокрытого», Бога, над идолами окружающих народов. Как это понимать?

Ответ нам даёт замечательный православный богослов Владимир Николаевич Лосский. Вот что он пишет: «„Сокрытый Бог“ пророка Исаии, „Бог Израилев, Спаситель“, никаким видимым образом Своей природы не обнаруживающий, не остаётся Богом неведомым: Он говорит и требует ответа; Он открывает Своё имя и зовёт по имени тех, кого избирает: Авраама, Исаака, Иакова».

С мыслью Лосского перекликается афоризм известного американского архитектора, изобретателя, общественного деятеля Бакминстера Фулера: «Бог — это глагол, а не существительное». Эта мысль Фулера особо примечательна тем, что в молодости, будучи в состоянии жесточайшего кризиса, совсем незадолго до задуманного страшного поступка, он неожиданно услышал ясным образом следующее: «Ты не должен убивать себя. Ведь ты сам себе не принадлежишь. Ты — часть Бытия. И твоя значимость навсегда останется тебе непонятной — но пока ты нацелен на высшую выгоду другим — ты на правильном пути!»

Вот как разрешается кажущееся противоречие между «сокровенностью» Бога и очевидностью Его действия в мире: Бог открывает Себя верующим в Него не как какую-то навязчивую философскую абстракцию, а как «глагол», непрекращающееся действие, нацеленное на благо человека. И это действие как активное проявление любви куда более убедительно свидетельствует о Боге, чем многие тома рациональных размышлений!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!