Книга Бытия, Глава 18, стихи 20-33
20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?
25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.
27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Никакой человек никогда не сможет в полной мере постичь смысл и логику действий Бога. Говорить об этих предметах мы можем лишь в самых общих чертах. К примеру, нам дано знать, что Бог благ и милосерден, но понять и увидеть проявления Его благости и милосердия в нашей повседневной жизни получается далеко не всегда. При этом Бог никогда не запрещал человеку стремиться к познанию действий Божиих, напротив, Бог всячески стимулирует нас к этому занятию через различные примеры Священного Писания. Собственно, все праведники Ветхого Завета — это те люди, которые стремились к познанию Бога и Его воли, особое же место среди таких людей занимает праотец Авраам. Сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения звучит отрывок из 18-й главы книги Бытия, этот отрывок содержит в себе беседу Авраама с Богом, в ходе которой Авраам пытается постичь глубину Божиего милосердия.
Библейские города Содом и Гоморра навеки стали синонимами такой греховной мерзости, которая заставляет Бога принимать самые радикальные меры по её искоренению, — Бог физически уничтожает тех, кто погряз в грехе. Если же мы внимательно наблюдаем за нашей жизнью, то мы не можем не замечать, что в реальном, а не библейском мире, всё устроено несколько иначе, и массово гибнут зачастую не отъявленные негодяи, а вполне обычные люди, которые значительно ближе к праведности, чем к патологической греховности, и этот факт, конечно же, довольно непросто соотнести с милосердием Божиим.
Авраам в своей беседе с Богом сделал акцент на количество людей: он пытался отвратить гибель Содома и Гоморры, указывая, что и в этих городах есть праведники, которые не должны погибнуть вместе с грешниками. После снижения необходимого для спасения города количества праведников до десяти человек Бог перестал говорить с Авраамом. Вполне возможно, что если бы разговор не прервался, то мы бы узнали о том, что и один праведник способен спасти целый город. Впрочем, более вероятным видится иное продолжение разговора, из которого мы бы узнали, что существует некая критическая масса зла, и с ней праведники оказываются не в состоянии справиться, они сами постепенно погружаются в это зло, становясь его частью. Судя по всему, именно по этой причине Бог, как мы знаем из дальнейшего библейского повествования, вывел из обречённых на гибель городов Лота с его родственниками: если бы всё осталось неизменным, то и Лот бы погряз в грехе. Эта история закончилась для праведника благополучно, и он был в итоге спасён.
Но Священное Писание, настаивая на милосердии Божием, отнюдь не утверждает, что праведники в любой ситуации будут оставаться невредимыми. Для подтверждения этой мысли достаточно вспомнить фрагмент из 13-й главы Евангелия от Луки, в котором упоминаются два факта массовой гибели людей, а также приводится комментарий Христа, сказавшего, что погибшие не были грешнее оставшихся в живых, и что их гибель должна привести живых к мысли о покаянии. Возможно, что именно в этом и состоит проявление милосердия Божия — Он подталкивает нас к покаянию всеми возможными путями, иногда ценой жизни других людей, и чтобы их гибель не была напрасной, мы должны уметь делать правильные нравственные выводы.