Книга Бытия, Глава 13, стихи 12-18
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Священное Писание зачастую даёт нам не только истины о Боге и нравственные заповеди, но и показывает образ разумного поведения. Один из таких образов мы можем увидеть в отрывке из 13-й главы книги Бытия, этот отрывок звучит сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах. Давайте послушаем его.
На первый взгляд в прозвучавшем только что библейском отрывке нет каких бы то ни было житейских советов, ведь речь в нем идёт об одном из богоявлений Аврааму, в котором Бог пообещал древнему праведнику дать ему землю и произвести от него великий народ. Безусловно, событие богоявления — центральное место всего этого библейского отрывка. Однако богоявлению предшествовали некоторые события, которые и послужили одной из причин, по которым Бог обратился к Аврааму.
В начале 13-й главы книги Бытия рассказывается о том, что из-за обилия скота у пастухов Авраама и Лота стали возникать споры относительно пастбищ, эти споры потенциально могли привести к разладу отношений между Авраамом и его племянником, а потому Авраам предложил Лоту разойтись в разные стороны и не пытаться жить на одной земле, право же выбора для себя новой земли Авраам предоставил Лоту. Лот несмотря на то, что он был младше и должен был бы уступить первенство своему дяде, не стал отказываться и выбрал ту землю, которая объективно была предпочтительнее для скотоводства, Аврааму же пришлось занять худшую землю. Конечно, у нас нет понимания того, как именно происходил выбор, насколько глубоко Лот исследовал землю, мы не знаем, какое время занял процесс разделения дяди и племянника, но книга Бытия сообщает, что у Лота не было иных соображений, кроме сугубо практических: его интересовала лишь пригодность земли для скотоводства. Лот не стал обращать внимание на особенности нравственного облика жителей земли, которую он выбрал, а потому то мы и находим кажущееся немного неуместным замечание книги Бытия об особенной порочности обитателей Содома. Как мы знаем из дальнейшего библейского повествования, порочность этих людей стала в конечном итоге причиной потери Лотом всего имущества и причиной гибели его супруги.
Священное Писание совершенно не случайно делает акцент на особенностях нравственного облика жителей Содома в связи с историей выбора земли Лотом, этим своим акцентом Писание доносит до нас чрезвычайно важную мысль, которая нам, конечно же, известна, но известна она нам, как правило, лишь в виде теоретической выкладки, тогда как она должна стать нормой жизни для каждого христианина: выбирать надо не то, что выгодно с житейской точки зрения, не то, что вожделенно для глаз и может принести потенциальную пользу, выбирать нужно угодное Богу. В случае с Лотом Богу было угодно, чтобы он уступил первенство выбора своему дяде Аврааму, отдавать первенство старшим нас учит сама природа, и нельзя пренебрегать этими уроками. В каждом конкретном случае у нас всегда есть возможность узнать волю Божию, и есть возможность поступать в соответствие с ней, важно лишь действительно хотеть жить по воле Божией и, желая этого, искать её всем сердцем.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов