Книга пророка Исайи, Глава 29, стихи 13-23. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Исайи, Глава 29, стихи 13-23

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Как мы знаем из Евангелия, Господь Иисус Христос обличал современных Ему иудеев за то, что они, тщательно исполняя обряд, утратили понимание его сути. Естественно, что иудеев возмущали такие обличения. Однако Христос отнюдь не был первым из тех, кто произносил подобные обличения, мы можем их услышать и из уст пророков Ветхого Завета, к примеру, из уст пророка Исайи. Одно из обличений Исайи содержится в 29-й главе его книги, отрывок из которой сегодня звучит в православных храмах во время великопостного богослужения.

Глава 29.

13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;

14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.

15 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?"

16 Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня"? и скажет ли произведение о художнике своем: "он не разумеет"?

17 Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?

18 И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.

19 И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля,

20 потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды,

21 которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого.

22 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет.

23 Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым.

Как бы мы ни старались, но мы не сможем найти в Священном Писании утверждения, что Бог требует от человека лишь исполнения некоего обряда. Да, Бог дал обрядовые постановления потомкам праотца Иакова, но эти постановления не были ценны сами по себе, в каждом из них был свой смысл, ну а общая идея всех этих повелений Божиих сводилась к тому, что через их исполнение израильский народ должен был жить памятью о Боге и стремлением к исполнению сути закона Господня. Но человек устроен таким образом, что он способен исказить что угодно, он способен изначально благие вещи превратить в их противоположности.

Так произошло и с ветхозаветным обрядовым законом: он стал для большинства израильтян самоценным, люди начали видеть его смысл в нём самом, а в не в том, к чему должен был вести обряд. Это послужило причиной произнесения пророком Исайей слов, которые он услышал от Бога: «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13). Эти слова с удивительной точностью описывают отношения с Богом любого человека, забывшего в своём увлечении обрядом о Боге, Бог в таком случае перестаёт быть Богом Живым, Он перестаёт быть Тем, с Кем у человека есть сердечное общение, и превращается в некую абстрактную силу, взаимодействие с которой сводится к произнесению установленных традиций слов и совершением правильных, с точки зрения обряда, действий. Традиция и обряд — это то, что пророк Исайя назвал «заповедями человеческими».

Есть они и в христианстве. Мы, как и люди Ветхого Завета, рискуем этими человеческими заповедями затмить Бога. Чтобы этого не произошло, нам стоит почаще обращать свой взор к Священному Писанию, задаваясь при этом молитвенным вопросом о том, чего ждёт от нас Бог в той или иной жизненной ситуации. Собственно, Великий пост — это как раз то время, которое необходимо посвятить стяжанию такого навыка. И дай Бог, чтобы у нас получилось достигнуть этой цели поста!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!