Книга Бытия, Глава 9, стихи 18-29
Книга Бытия, Глава 10, стихи 1
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Одной из важных и по-своему трагичных черт современной гуманистической цивилизации оказывается индивидуализм, в котором главным ориентиром для человека становится он сам. Казалось бы, есть так называемые кумиры, на которых люди ориентируются, чьё поведение копируют, но в том-то и дело, что зачастую подобный авторитет становится таковым лишь потому, что соответствует внутренним запросам самих людей. К чему же на практике ведёт торжество современного гуманизма, который часто называют атеистическим? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 9-й и 10-й глав книги Бытия, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
01 Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.
Услышав фразу «атеистический гуманизм», кто-нибудь решит, что речь идёт о философском учении, которое никак не связано ни со Священным Писанием, ни с нашей реальной жизнью. На самом же деле это совершенно не так. Атеистический гуманизм вошёл в плоть и кровь нашей жизни, её бытовой и общественной сферы, проник в мечты и надежды, в то, как мы воспринимаем себя и поступаем с другими. Всё очень просто: ведь на практике атеистический гуманизм — это внутренняя установка, в которой человек действует по своему усмотрению, так, как будто бы Бога нет. Начал вести себя подобным образом человек ещё в раю, когда решил, что Бог с Его заповедями ему не указ, и сегодня мы, пренебрегая заповедями, продолжаем вести себя не лучше. За примерами далеко ходить не надо. Ведь если главной заповедью оказывается любовь, пренебрегая Богом и ближним, мы ведём себя так, как будто бы этой заповеди не существует.
Как же в быту мы называем поведение людей, которые не учитывают существование тех, кто рядом? Их состояния, их желаний, всего того, что с ними связано. Мы называем это хамством, помня о сыне Ноя, который выставил немощь своего отца напоказ. Именно Хам проявил готовность действовать по своему греховному желанию, не ориентируясь на другого, пользуясь своей кажущейся безнаказанностью. Он повёл себя грубо и с полным пренебрежением к отцу, которому был обязан жизнью.
Впрочем, дело, конечно, не только в том, что Хам был чем-то обязан. Мы все творения Божии. Всех нас Бог призвал любить ближних. Это значит, что заботиться о другом человеке мы призваны не потому, что нечто ему должны, а потому что таков закон нашей жизни, установленный Богом ещё при творении. Причём под заботой стоит понимать не только непосредственную помощь, но и отказ от нанесения вреда. Просто будь аккуратен на дорогах, не сквернословь, не развращай своим поведением... Заботься о целомудрии чужого слуха, чужого взора, о целомудрии чужой жизни. Помни, что Бог, который дал тебе жизнь сотворил тебя для любви и она начинается с очень простых вещей. С того, чтобы быть внимательным к другому человеку, чтобы помнить о нём в молитве, учитывать его в своих словах и делах, ведь помня о человеке, мы помним о Боге, который его сотворил.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов