08 И сказал Бог Ною и сынам его с ним:
09 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,
10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;
11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
12 И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:
13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.
14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке;
15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
16 И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.
17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый из нас знает, что такое договор, и знает, что его заключение предполагает некоторое соответствие сторон. Но можно ли заключить договор с Богом? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 9-й главы книги Бытия, который звучит сегодня в храмах во время Богослужения. Давайте его послушаем.
Сегодняшнее чтение из Книги Бытия начинается с того, что Бог исполняет обещание, данное Ною перед постройкой ковчега, и заключает с ним Завет. Иногда можно услышать утверждение о том, что первый завет Бога и людей — это завет с Адамом. Однако само слово «завет» или «договор» впервые упоминается в Библии при описании отношений Бога с Ноем. При этом стоит учесть, что это делает не Ной, пытаясь как-то обеспечить себе безопасность в отношениях с существом несопоставимо более сильным и могущественным, чем он или кто бы то ни было из людей. Инициатором завета оказывается Бог, Который обращается к Ною и обещает ему спасение от потопа. Сам Господь снисходит к Ною и фактом заключения завета указывает на сопоставимость его сторон. Мы не привыкли думать об этом в таких категориях. Для нас мир и мы со своими грехами отдельно, а Бог отдельно, ведь на то Он и Бог. Сопоставлять можно лишь то, что имеет в себе хоть что-то общее. Но что у нас общего с Богом? Библейский ответ очевиден — Бог при творении наделяет человека Своим образом. Человек не сводится к материи, он обладает духом, он разумен, свободен, способен к ответственному и творческому поведению. Всё это делает его тем, с кем Бог может вступить в диалог, кого Он может пригласить к общению, снизойдя к нему в его ограниченности и сделав его своим собеседником. Обоюдность участия в договоре подчёркивается удивительным объектом, который Бог выбирает в качестве его символа — радугой. К сожалению, для наших современников он практически не ассоциируется с библейской историей о Ное и с тем заветом, который Бог с ним заключает. Впрочем, во все времена люди могли сами выбирать значение символа и ничто не мешает нам сегодня продолжать видеть в радуге напоминание о завете Бога с Ноем и его потомками. Причём, как завет заключается двумя сторонами, так и радуга возможна только при соединении двух естеств: света и воды, небесного и земного. Эта её двусоставность указывает на одну важнейшую черту Завета, заключённого Богом и людьми. Для того, чтобы он имел силу, в нём должны участвовать двое. Заключая его, Творец говорит о вечности своей любви. Сегодняшнее чтение напоминает нам о том, что и мы призваны отвечать Богу тем же.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов