Книга Бытия, Глава 9, стихи 8-17
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый из нас знает, что такое договор, и знает, что его заключение предполагает некоторое соответствие сторон. Но можно ли заключить договор с Богом? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 9-й главы книги Бытия, который звучит сегодня в храмах во время Богослужения. Давайте его послушаем.
Сегодняшнее чтение из Книги Бытия начинается с того, что Бог исполняет обещание, данное Ною перед постройкой ковчега, и заключает с ним Завет. Иногда можно услышать утверждение о том, что первый завет Бога и людей — это завет с Адамом. Однако само слово «завет» или «договор» впервые упоминается в Библии при описании отношений Бога с Ноем. При этом стоит учесть, что это делает не Ной, пытаясь как-то обеспечить себе безопасность в отношениях с существом несопоставимо более сильным и могущественным, чем он или кто бы то ни было из людей. Инициатором завета оказывается Бог, Который обращается к Ною и обещает ему спасение от потопа. Сам Господь снисходит к Ною и фактом заключения завета указывает на сопоставимость его сторон. Мы не привыкли думать об этом в таких категориях. Для нас мир и мы со своими грехами отдельно, а Бог отдельно, ведь на то Он и Бог. Сопоставлять можно лишь то, что имеет в себе хоть что-то общее. Но что у нас общего с Богом? Библейский ответ очевиден — Бог при творении наделяет человека Своим образом. Человек не сводится к материи, он обладает духом, он разумен, свободен, способен к ответственному и творческому поведению. Всё это делает его тем, с кем Бог может вступить в диалог, кого Он может пригласить к общению, снизойдя к нему в его ограниченности и сделав его своим собеседником. Обоюдность участия в договоре подчёркивается удивительным объектом, который Бог выбирает в качестве его символа — радугой. К сожалению, для наших современников он практически не ассоциируется с библейской историей о Ное и с тем заветом, который Бог с ним заключает. Впрочем, во все времена люди могли сами выбирать значение символа и ничто не мешает нам сегодня продолжать видеть в радуге напоминание о завете Бога с Ноем и его потомками. Причём, как завет заключается двумя сторонами, так и радуга возможна только при соединении двух естеств: света и воды, небесного и земного. Эта её двусоставность указывает на одну важнейшую черту Завета, заключённого Богом и людьми. Для того, чтобы он имел силу, в нём должны участвовать двое. Заключая его, Творец говорит о вечности своей любви. Сегодняшнее чтение напоминает нам о том, что и мы призваны отвечать Богу тем же.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов